Цитата
выпуска
Итоги Второго открытого фестиваля "Мультимедиа
в образовании"
Подошел
к завершению двух месячный педагогический мультимедиа марафон.
Несмотря на горячее летне – осеннее время
Второй
открытый Фестиваль "Мультимедиа в образовании"
состоялся! Более 500 работ было прислано на
Фестиваль со всех уголков России и стран СНГ. Это еще раз
подтверждает актуальность использования мультимедиа в
образовательном процессе.
Все
работы, представленные на Фестиваль, имеют огромную педагогическую
ценность. Со всеми фестивальными материалами можно бесплатно
познакомиться на сайте Факультета «Мультимедиа технологий», в
разделе
«Коллекция
мультимедиа материалов»:
http://moi-mummi.ru/load/ .
Добро пожаловать!
Самыми активными направлениями Фестиваля стали:
• предметы начальной школы;
• предметы точных дисциплин
•
предметы естественного цикла
•
предметы гуманитарного цикла
На Фестивале нет победителей и
проигравших.
Фестиваль - это пространство где каждый педагог мог поделиться
своими наработками, своим опытом, попробовать свои силы,
познакомиться с работами коллег. Фестиваль - это демократичное
пространство, это праздник знаний и умений в области мультимедиа,
выставка педагогических достижений по теме.
Мы
поздравляем всех участников Фестиваля с достойным участием. И
приглашаем к участию в Четвертом
открытом профессиональном Конкурсе педагогов "Мультимедиа урок в
современной школе",
который стартует 5 октября 2011
года. Уже скоро на сайте
Факультета «Мультимедиа технологий» и в рассылке «Новая школа»
появится подробная информация о Конкурсе.
Следите за нашими
сообщениями!
С уважением,
Команда Моего университета
Внимание! Акции Моего университета
ко ДНЮ УЧИТЕЛЯ!
В преддвериях Дня учителя
образовательный
портал "Мой университет" проводит
три супер акции
для педагогов, проектных менеджеров и всех специалистов,
интересующихся активными методами обучения, проектной
деятельностью, дистанционным обучением и другими современными
технологиями.
АКЦИЯ
№1
Мой
университет представляет уникальные, полезные, качественные
комплекты практических руководств и электронных книг по активным
методам обучения, проектной деятельности и фандрайзингу.
Только с 28.09 по 05.10.2011
скидка составляет 50%
на
каждый комплект.
Каждому участнику акции вместе с приобретенным комплектом будет
выслан номер участника акции. В День учителя,
05.10.2011,
будет проведен
розыгрыш
красивых, ценных и очень нужных каждому
ПРИЗОВ!
Подарите себе, коллегам, друзьям, знакомым самый полезный комплект
книг на праздник и
получите шанс выиграть приз!
Подробнее ЗДЕСЬ:
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/teacherday/
***
АКЦИЯ №2
Если Вас заинтересовало только одно электронное практическое
руководство или книга, Вы можете приобрести их
с 15.09 по 05.10.2011
с 40% скидкой.
Сделайте себе, друзьям, коллегам приятный подарок!
Подробнее ЗДЕСЬ:
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/books/
***
АКЦИЯ №3
Вы
сторонник обучения под руководством профессионального
преподавателя?!
Вы
стремитесь получить максимум современных знаний, умений и навыков
по активным методам обучения, современному педагогическому
проектированию, мотивации учащихся, дистанционному обучению,
эффективному обучению взрослых, разработке проектов и заявок на
гранты?!
Вы
"ЗА" дистанционное обучение?!
Тогда СКИДКИ на все дистанционные курсы Моего университета для Вас!
Только с 28.09 по 05.10.2011
скидка составляет 10%
на
любой дистанционный курс.
Но
это еще не все! Учиться в команде всегда веселее!
Пригласите коллегу на дистанционный курс и примите участие в курсе
вдвоем по цене, как за одного человека!
При этом скидка сохраняется! Возможна оплата в рассрочку на 3 месяца.
Стремитесь получить максимум из возможного!
Подробнее ЗДЕСЬ:
http://www.moi-universitet.ru/dk
30%-е повышение зарплат учителям -
по сути, их индексация?
Весной власти заявили о
повышении с 1 сентября зарплат учителям на 30%. Соответствующий указ
был издан Минобрнауки РФ. Как рассказал член Совета межрегионального
профсоюза российского образования "Учитель" Всеволод Луховицкий,
выступая в Независимом пресс-центре, это скорее, их индексация за
последние три года, которая даже не покрывает уровень инфляции. В
последний раз зарплаты бюджетникам повышали в 2008 году.
"В Ленинградской
области с 1 сентября фонд оплаты труда учителей повысится на 10%, а
с 1 октября - еще на 9%. В Чувашской Республике с 1 сентября рост
зарплаты составит 14,7%, с 1 октября обещано повышение еще на 6,5%.
В Санкт-Петербурге зарплата учителей начальных школ к 1 сентября
2011 года увеличена не будет", - сообщил В. Луховицкий.
В ряде регионов на 30%
повышают не среднюю зарплату, а лишь базовую ставку, которая
составляет 3-4 тыс. рублей. Повышение зарплат должно быть проведено
за счет регионов, у которых не всегда есть необходимые средства.
Кроме того, значительная часть денег, предназначенных для повышения
зарплат, направляется на стимулирующие выплаты. Фактически их
распределение зависит от воли руководства образовательного
учреждения. Так, в Ставропольском крае половина средств, выделенных
на повышение зарплат с 1 июня 2011 года, была направлена на
стимулирующие выплаты.
Профсоюз "Учитель"
предлагает внести в готовящийся проекта закона "Об образовании в РФ"
следующую норму: заработная плата педагогических работников (не
средняя, а каждого отдельного педагога) должна быть не менее средней
зарплаты по промышленности за норму рабочего времени (ставку). "Только
таким образом можно побороть тенденцию к фальсификации показателей "средней
зарплаты" за счет переработок и снижения качества образования", -
заключил В. Луховицкий.
Источник: АСИ
Etersoft сделает переход на Linux
доступнее для учебных заведений России
Компания Etersoft
сообщает о планах по выпуску бесплатной образовательной лицензии на
продукт WINE@Etersoft Network. Полнофункциональная версия WINE@Etersoft
с октября станет бесплатной для всех образовательных учреждений
России: как для школ, так и для детских садов, вузов, интернатов,
учреждений дополнительного образования и т. п.
Образовательные
учреждения смогут перейти на Linux и использовать привычные Windows-программы,
имея при этом доступ к последним обновлениям WINE@Etersoft.
Функциональность решения под образовательной лицензией будет
полностью соответствовать коммерческой версии WINE@Etersoft Network.
Лицензия позволит без каких-либо ограничений устанавливать продукт
на терминальном сервере.
Источник:
http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=25&sid=16835
Готова ли школа к активным методам
обучения и технологии модерации?!
Алексеева
Марина Викторовна,
учитель физики,
МОУ средняя общеобразовательная
школа №3 г. Лысково,
Нижегородская область,
город Лысково
Прежде всего, вспомним,
что же такое активные методы обучения. Обратимся к такому источнику
информации, как Яндекс. Словари:
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс,
побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО
является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на
основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей,
причем особое место занимает развитие теоретического мышления,
которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых
моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их
вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к
профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные
знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
Определение модерации,
как педагогической технологии, можно сформулировать, например,
следующим образом:
модерация – это
эффективная технология, которая позволяет значительно повысить
результативность и качество образовательного процесса. Эффективность
модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы
организации познавательной деятельности направлены на активизацию
аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие
исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных
способностей и навыков работы в команде.
А теперь, вооружившись
вышеуказанными определениями, попробуем ответить на вопрос: готова
ли школа сегодня к всестороннему применению активных методов
обучения и модерации (АМОиМ)?
Практически во всех
школьных Уставах можно прочесть примерно такие строки: «…Основными
задачами школы являются:
- создание благоприятных
условий для разностороннего развития личности, приобретения знаний,..
- создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ,..
-
трудолюбия, гражанственности,..» И т.д.
Но увеличение
количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ,
увеличение объёма информации, необходимой для усвоения обучающимися,
зачастую приводят к отторжению детьми этих самых знаний, нежеланию
трудиться для их получения, к эмоционально отрицательному отношению
к школе в целом. Всё чаще акцент делается на овладении
теоретическими знаниями в процессе обучения, что ведёт к уменьшению
выработки практических умений и навыков, подрывая основы будущей
профессиональной подготовки. Отсутствие единой идеологии в обществе,
некой «общенациональной идеи» не позволяют школе
воспитать гражданственность
в полном объёме.
Итак, проблем масса… Как
же наиболее грамотно и эффективно преодолеть их? Существует мнение,
что школа со всей своей методикой обучения, пришедшей из прошлого
века, сильно устарела и требует решительных перемен.
Но перемены переменам –
рознь! В этой небольшой статье не будут поставлены вопросы
глобального изменения в образовании, попробуем оценить следующие
моменты:
- готова ли
администрация школы к АМОиМ?
- готовы ли учителя к
АМОиМ?
- готовы ли ученики к
АМОиМ?
- готовы ли родители к
АМОиМ?
Рассмотрим первый пункт.
Сегодня административная работа в школе – это работа чиновников, так
как бумагооборот с увеличением числа компьютеров в школах не
уменьшился, как предполагалось, а, наоборот, резко возрос.
Администрация завалена распоряжениями «сверху», которые надо
выполнить немедленно; мониторингами, которые необходимо осуществить
сегодня; отчётами, которые следовало сдать «вчера». И, зачастую, на
инициативу, идущую «снизу» (от учителей) смотрят или с подозрением,
или с раздражением, как на лишнюю головную боль.
Полагаю, однако, что
если учитель аргументированно, опираясь на первоисточники,
представит администрации своей школы яркие примеры эффективного
применения АМОиМ в образовательном процессе, то встретит понимание и
одобрение. А в идеале, возможно, получит «добро» и на открытие
школьной экспериментальной/инновационной площадки. Ведь и
администрация также заинтересована в инноватике. (Первоисточники
АМОиМ можно найти в Интернете, примеры готовых уроков в большом
количестве представлены на первом Конкурсе "Активные методы обучения
в школе"). Прохождению образовательных программ АМОиМ не
препятствует, оценок в журнале будет много, детям нравится, чего же
боле? Таким образом, администрация школы, как минимум, не против
АМОиМ. А скорее всего, обрадуется очередной возможности «бесплатно»
засветиться на фоне остальных школ чем-то новеньким.
А теперь
рассмотрим второй пункт: готовы ли сами учителя к АМОиМ? Во-первых,
существует проблема инертности мышления. И чем старше мы становимся,
тем объективно сложнее нам изменить свои устоявшиеся приёмы и методы
работы, ввести взамен что-то новое. Для преодоления подобного
эффекта можно предложить сделать конкурсы, подобные
первому Конкурсу "Активные методы обучения в школе",
проведенному в прошлом учебном году образовательным порталом
«Мой университет», сквозными по вертикали,
т.е. уровневыми: школьный уровень, затем муниципальный, областной,
региональный и т.д. Безусловно, для реализации этой идеи требуются
инициативные группы на местах, владеющие технологией АМОиМ, дающие
мастер-классы, объединённые общим руководством «из центра».
Реализация активных
методов требует и немалых затрат, как денежных, так и временных. Ох,
уж эта извечная проблема финансирования школ! И не открою Америки,
если скажу, что учителя до сих пор в большинстве своём
раскошеливаются для обеспечения своей профессиональной деятельности,
начиная с банальной стирки занавесок из класса и заканчивая
приобретением канцелярских и методических принадлежностей (а то и на
ремонт кабинета). Замечу, что обеспечение наглядности АМОиМ не
обязательно должно быть «сильно затратным». В реализации принципа
наглядности надо проявлять (что учителя обычно и делают) творческую
изобретательность: слайд на экране вместо листа ватмана; листочки
под магнит вместо магазинных стикеров; раздаточный материал,
созданный силами учеников, участвующих под руководством учителя в (нужной
учителю) проектной деятельности… А раз в месяц или четверть
можно и блеснуть полным набором аксессуаров к уроку с
применением АМОиМ. Такое нечастое использования что называется «полного
набора» будет, кстати, вызывать некое чувство праздничности на
подобных уроках, способствовать повышению учебной мотивации детей,
не вызовет «привыкания до пресыщения».
А вот что касается
затрат времени для создания качественных АМО, то здесь безусловно
надо использовать предложенные порталом
http://www.moi-universitet.ru
бесплатный электронный курс "Активные методы обучения!",
бесплатный электронный курс "Технология интерактивного обучения!",
«Копилочку АМО», работы участников
первого Конкурса "Активные методы обучения в школе". Конечно, и в
этом случае времени на подготовку уйдёт много, но ведь и к обычным
урокам всё равно приходится готовиться! (Кроме того, никто не
говорит, что непременно каждый урок надо выстроить по
одинаковому плану.)
Есть и ещё один
немаловажный момент, против которого выступает большая часть
учителей – это непривычная для традиционной школы форма организации
коллективной деятельности обучающихся, сопровождающаяся заметно
большим рабочим шумом и перемещением детей по классу. В этом случае
всегда остаётся опасение того, что образовательный процесс может
выйти из-под контроля педагога. Вот где требуются действительно
большой труд и организационные способности учителя! И здесь уж никак
на первых порах не обойтись без накладок и неувязок. Но это
нормально! По этому поводу есть замечательная поговорка: первый блин
– комом. К этому просто надо быть готовым.
Что касается оценивания
работы каждого обучающегося, думаю, здесь проблем нет: если все
одноклассники в рабочей подгруппе свободно общаются,
решая учебную задачу, то самый отъявленный лентяй невольно будет
вовлечён в общий процесс. А это даст возможность учителю так или
иначе оценить степень его участия.
Кстати, о лени. В
последнее время коллеги всё чаще сетуют на нежелание детей учиться,
на отсутствие мотивации, на безволие и равнодушие к своему, в том
числе, профессиональному будущему. Но попробуйте сами посидеть
вместе с классом где-нибудь на последней парте все шесть уроков.
Зачастую создаётся ощущение одинаково непрерывного и однообразного
процесса! К концу четвёртого урока нападает лёгкая дрёма (ведь вас
не вызывают к доске), а к концу шестого вы уже ведёте яростную
борьбу с одолевающим вас сном! Почему? Да потому, что традиционно
один урок похож на другой, а пока спрашивают у доски товарища по
парте, можно и подремать: условия позволяют. Реализуя же методику
активного обучения, учитель создаёт ситуацию личной
заинтересованности каждого в решении поставленной учебной задачи.
Причём, каждый участник мини-группы важен, так как выполняет
ту или иную часть задачи. Не до сна!.. Кроме того, в процессе
вынужденного общения (согласно дидактической цели урока) исподволь,
незаметно для самих детей, они участвуют в воспитательном процессе:
приобретают коммуникативные навыки, навыки самодиагностики,
практические умения и навыки, что в конечном итоге способствует их
социализации.
И снова вернёмся к
вопросу о затратах времени. Выходит, АМО позволяют сократить
затраты времени, так как усвоение знаний и формирование умений и
навыков осуществляются одновременно, в одном процессе решения задач,
анализа ситуаций или образовательной игры. В то время как при
традиционной форме обучения ученики сначала усваивают знания, а
затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки. Опытные,
умные учителя это прекрасно понимают.
Выходит, главное –
сломать стереотипы процесса обучения в собственном представлении,
«в своей голове». Думаю, что большинство школьных педагогов в душе
понимают необходимость этого!
Но готовы ли сами
ученики к АМОиМ?
Технологизация общества,
ускорение в сфере информатизации удивительным образом отрицательно
сказалась на отношении некоторых подростков к обучению в школе.
Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет
быть успешной, но не хочет при этом прикладывать усилия. Ведь
сейчас – век компьютеров, говорят они, пусть компьютеры работают. В
результате для значительного количества обучающихся в классе
создаётся ситуация «неуспеха», а это неминуемо приводит к тому, что
успешность такие дети приобретают где угодно на стороне, но только
не в школе.
Что же может предложить
АМОиМ для улучшения данной ситуации? Всё! Ведь приобретение знаний
происходит не скучно, не традиционно сидя за партой, а в команде, в
движении, в процессе живого общения. Это похоже на игру, а играть
любят все. Даже если ты слабее других, то результат группы
обязательно будет положительный, а значит, и ты тоже молодец. А если
ты любишь творчество, то свободен в выборе самореализации в процессе
решения поставленной учителем задачи, ведь здесь нет готовых
определений, понятий. Ты можешь попробовать себя в различных ролях (это
никому не мешает), а значит, определишь свою роль в будущей взрослой
жизни. Ты научишься слушать и слышать других, и тебя тоже будут
слушать. Тебе обязательно придётся принимать участие в общей работе,
а значит, ты нужен, ты важен, ты значим для сверстников. Если ты
работал, учитель оценит тебя положительно, значит, ты – успешный
член коллектива!
Да, уж ученики-то точно
готовы к АМОиМ. Разве это не самый веский аргумент?!
Ну, и наконец, родители.
Нужна ли им новая школа, нужны ли им активные методы обучения и
технология модерации для их детей?
Судя по результатам
опроса родителей в нашей обычной средней школе, родители хотят
видеть своих отпрысков грамотными, всесторонне развитыми,
социализованными, готовыми к выбору профессии. Именно такие
требования к выпускнику предъявляет время.
И именно такие вопросы
способны решать АМОиМ! (См. начало статьи).
Не буду оригинальной в
выводе: АМОиМ школе нужны, важны, просто необходимы. К этому готовы
и дети, и их родители. А первый Конкурс "Активные методы обучения в
школе" наглядно доказал, что и школа не может жить по-старому, она
готова, в том числе, к применению АМОиМ на уроках, как альтернативы
устаревшим подходам прошлого века.
Источники Интернета:
http://slovari.yandex.ru/~%D0...%8F/
http://www.oot-nmk.ru/oot/3/moderacionnie_seminari/moderaciya%20iz%20interneta.html
http://edu-reforma.ru/index/0-44
http://edu-reforma.ru/index/0-49
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
http://edu-reforma.ru/load/
|