Методы и приемы организации деятельности учащихся на уроках русского языка во время подготовки к ЕГЭ. Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Марьяновская СОШ №1» Л.Ф. Шейкиной Особенность Единого государственного экзамена по русскому языку состоит в том, что его результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне: ЕГЭ включает в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на азличение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. 1.Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать экзамен, необходимо представлять уровень требований, структуру и особенности тестовых заданий. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения им тестовых заданий. 2. На первых уроках русского языка уже в 10 классе необходимо познакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки, показать справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показать CD-диски и рекомендовать школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. Аттестационная работа требует от выпускников знаний основных понятий и терминов и, самое главное, применения полученных знаний, умения чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы, поэтому начинать подготовку к ЕГЭ необходимо с самых первых уроков русского языка. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся умения и навыки работы с тестами. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. 3.Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов). Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году. Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала, необходимо отрабатывать теоретический материал, приводить знания в систему, при этом обращать внимание на практическую аправленность курса. Очень хорошо, если в 11 классе будет выделен 1 час элективных занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. КИМы интенсивно давать следует в течение всего учебного года. Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденного ранее. Можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ такие формы работы, как тренинги, репетиционные пробные экзамены и другие, что активизирует познавательную деятельность. 4.При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий каждому план самостоятельной подготовки к ЕГЭ: Можно весь информационный и справочный материал собрать в одну папку «Подготовка к ЕГЭ», что позволит сохранить время при решении заданий.Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет. 5. Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде "Как готовиться к ЕГЭ” в кабинете помещен список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по русскому языку и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также элементы спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению, тренировка заполнения бланков во время проведения пробных экзаменов. 6. Многие школьники испытывают серьезные затруднения в процессе написания сочинения. Причины трудностей часто заключаются в том, что школьники не видят образца сочинения, написанного и рецензированного в соответствии с критериями части С. Необходимо дать учащимся такой образец, а затем на следующем этапе предложить им самим проанализировать варианты сочинений по критериям. Критериальный подход должен прослеживаться в написании и оценке сочинений в части С в течение всего учебного года. Введение и отработка этих практических навыков делает более эффективной работу над сочинениями и позволяет улучшить фактический результат обучения.
|