Реализация
Федеральных Государственных
Образовательных
стандартов
Едкова Марина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №2»
В период перехода от
индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, постоянно меняющиеся
условия, поликультурное общество, перед
образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно
воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и
уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и
саморазвитии.
В Федеральном государственном образовательном
стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного
образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях,
что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Таким образом,
приоритетными стали идеи развивающего
обучения, целью, которого являются
прежде всего интересы личности
Современные проблемы любой системы образования в
начальной школе непосредственно связаны с государственным стандартом второго
поколения и его существенным отличием от стандарта первого поколения. Этот
стандарт расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность
образовательных учреждений в реализации основной образовательной программы.
Стандарт второго поколения, по нашему мнению, открывает широкие возможности
воплощения идей системы Л.В. Занкова, но ставит новые проблемы реализации трёх
главных компонентов стандарта: требований
к результатам освоения образовательной программы, её структуры и условий
реализации основной образовательной программы.
В
настоящее время те учителя, которые работают по системе Л.В. Занкова, находятся
в более выгодных условиях по сравнению с другими. Это связано с тем, что
курс построен в соответствии с
принципами этой системы:
·
учебные задания предполагают самостоятельное добывание знаний;
уделено внимание самоконтролю;
·
тренировочные задания несут в себе элементы новизны и требуют
творческого подхода;
·
выполняя задания, учащиеся могут выходить на несколько возможных
вариантов решения, из которых отбираются наиболее интересные;
·
учебные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во
взаимосвязи, давая тем самым возможность увидеть картину в целом.
Профессиональное
мастерство учителя должно измениться с введением новых стандартов.
Проектирование учебного процесса изменилось.
1.
тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых
результатов на данный этап
2.
проектирование «учебных ситуаций»;
3.
Организация работы учащихся
4.
в группах и парах,
5.
в мобильных группах,
6.
индивидуальная
7.
поддержка детей,
8.
организация проектной
9.
деятельности;
10.
Оценочная деятельность
Самым сложным при
разработке рабочей программы было планирование УУД. Учителя-занковцы на
заседаниях творческой группы изучали УУД и проводили занятия в форме деловой
игры. Большую помощь оказали и авторы УМК, уже разработана программа. Нам,
работающим первый год, приходилось это делать самим.
В новом стандарте содержатся требования к
учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса,
включающие параметры комплектности и качества оснащения образовательного
учреждения.
Нам
повезло, гимназия обеспечила наши классы
компьютерами и мультимедийными проекторами.
В настоящее время
человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные
взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить,
опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного
уровня: метапредметные, межпредметные и
внутрипредметные как по горизонтали, так и по вертикали. Кстати, задачей занковской системы является
представление целостной широкой картины мира средствами науки, литературы,
искусства и непосредственного познания. При этом связи между знаниями
постепенно усложняются по мере введения нового материала. Создаются условия для формулирования продуктивных
заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только
включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей
друг с другом. Интегрированные курсы, представляющие широкую
целостную картину мира, в наибольшей степени соответствуют и особенностям
современного информационного потока .
Интеграция
содержания в учебных курсах осуществляется на
разных уровнях:
- реализация внутрипредметных связей.
Например, в курсе математики органично сочетается содержание арифметики,
геометрии, начал алгебры, информатики, истории математики;
- межпредметные связи внутри одной предметной
области. Так, изучение филологии
(русский язык, литературное чтение, иностранный язык) разработано на
единой основе, что позволяет осваивать
в единстве логическую систему языка, коммуникативную культуру, умение работать
с различными текстами и создавать свои в устной и письменной формах;
- содержательные связи между разными предметными областями, в том
числе овладение межпредметными понятиями. Например, в курсе технологии, который
определен в ФГОС как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляется
взаимодействие с математикой (использование математического аппарата для
расчётов, вычислений, построения чертежей), окружающим миром (создание образов
живой природы), русским языком (развитие различных видов речевой деятельности),
литературным чтением (создание иллюстраций к литературным произведениям),
изобразительным искусством (использование средств художественной выразительности)
и др.;
- интеграция на
уровне различных видов искусств: литературы, музыки, живописи, театра
(включая инсценирование детьми литературных произведений, жизненных ситуаций и
т.д.).
В стандарте говорится, что современная школа должна
воспитать "готовность человека к инновационному поведению". На смену
послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это
касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Мощнейшим
стимулом освоения современных технологий, cогласно стандартам второго
поколения, становится требование к результату обучения. Например, для развития
у младшего школьника умения действовать в новой ситуации нужны особые задания.
Концептуальные положения нового стандарта вытекают из главных факторов
масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества,
объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое
значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому
основной целью современного образования в Концепции стандарта названо развитие
личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым,
сможет занять достойное место в обществе
Учитель в ходе собственного практического опыта
воспитывает в себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в
духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы,
которые соответствуют конкретным обстоятельствам» (Л.В. Занков. Беседы с
учителями, с 179)
В результате изучения всех без
исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут
сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной
деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Традиции народа нашей страны, его обычаи,
культуру дети осмысливают, вникая в смысл произведений народного творчества
разных народов России, которые широко представлены в учебниках по литературному
чтению, русскому языку, окружающему миру, музыки, ИЗО, к которым ученики
обращаются, анализируя продукты прикладного народного творчества в технологии
В сфере регулятивных универсальных
учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,
направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне
его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Таким образом, широко
используется технология само- и взаимообучения,
само- и взаимопроверки, позволяющая
сформировать у учащихся следующие умения:
- видеть границу между
известным и неизвестным;
- находить ошибки в своей и чужой учебной работе
и устранять их;
- вырабатывать критерии для оценки учебной
работы;
- оценивать свои и чужие действия по заданным
критериям;
- оценивать собственное
продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных
способов их преодоления;
- планировать операциональный состав действий
при решении поставленных задач;
- определять личные достижения в учебной и
внеучебной деятельности;
- делать прогностическую оценку уровня сложности
задания;
- самостоятельно выбирать учебный материал
(задание) для выполнения.
В сфере
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач. При
решении многих заданий дети могут опереться на изобразительный материал (рисунки,
пиктограммы, модели, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный
ответ из нескольких представленных вариантов
В сфере коммуникативных универсальных учебных
действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать
предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими
компонентами которых являются тексты. Самым
сложным при разработке рабочей программы было планирование УУД.
Учителя-занковцы на заседаниях творческой группы изучали УУД и провели занятие
в форме деловой игры. Большую помощь оказали и авторы УМК, уже разработана
программа. Нам, работающим первый год, приходилось это делать самим.
Проведение комплексной интегрированной письменной
контрольной работы позволило определить
сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных
в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи. Как сказано в Стандарте такие работы будут
проводиться ежегодно. Все предлагаемые
итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру,
позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Они
строятся на основе несплошного текста (в настоящих примерах –
естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы
такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 (в первом классе)
до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных
заданий.
Нами заполнялись таблицы и подведены
итоги .
Выявлены базовые уровни и базовые
повышенные. Большую работу по выявлению
личностных качеств проводит психолог гимназии.
Что даст введение стандарта и системы
его сопровождения педагогам-практикам? Ориентиры и приоритеты в области:
- отслеживания достижений целей
образования (планируемых результатов);
- отбора содержания образования и
организации образовательного процесса;
- организации системы внутренней
оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.
Результат образования - это не
только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в
повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать
целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и
разнообразии природы, народов, культур, религий.
|