Главная » 2010»Март»10 » Тема: Гиперактивный ребенок в школе.Учитель начальных классов Сидойкина О.Е.
Тема: Гиперактивный ребенок в школе.Учитель начальных классов Сидойкина О.Е.
14:10
Родительское собрание 2 класс, III четверть Тема: Гиперактивный ребенок в школе. Коррекция агрессивного поведения детей. Цели: - раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения; - дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей; - познакомить с методами коррекции агрессивного поведения. - выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; - дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля; умения работать самостоятельно; - познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий. Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы. Цицерон I. Организационная часть. Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели. II. Что такое гиперактивность? Что же такое гиперактивность и как мы взрослые должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? Под гиперактивностью принято принимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность приводят к конфликтам в семье и школе. Как проявляется гиперактивность? Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,такой ребенок корчится, извивается. 2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников). 5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. 9. Не может играть тихо, спокойно. 10. Болтливый. 11.Часто мешает другим, пристает к окружающим ( например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице. 14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). -У кого чаще всего наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или девочек? По данным психологов,гиерактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5% ; Среди мальчиков – 22% , среди девочек – около 10%.. Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и гинетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает большой резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше преобладают нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые , такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задание, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке заняты своими делами. Их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют и все забывают. Так еще несколько лет назад гиперактивных детей было по одному – два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже 20-30 % учащихся. И этот процент растет. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у его сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, и она требует внимания как родителей. Так и врачей, педагогов и психологов. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Коррекция в семье Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение. При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей: - с одной стороны, проявления чрезмерной жалости вседозволенности; - с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивного ребенка. 1. Поведение близких ребенку взрослых людей. · Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка. · Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. 2. Организация благоприятной обстановки в семье. * Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. * Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно и гибкость и упорство. * Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. 3. Активное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми. * Эмоциональное сближение. * Игровая деятельность. * Не опускайте рук. Любите ребенка, помогайте быть ему успешным. * Когда становится очень тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых и раньше, гиперактивность проходит. Под наблюдением большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему: все в ваших руках. Коррекция агрессивности в поведении детей. Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений. Если ребенок не приживается в классе, в коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы. Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности. 1) Сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев. 2) Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка. Освобождающие игры (типа возможных «кричалок», «бросалок») – это своеобразный прием для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме. Игры Тир», Цыплята», «Молчанка», «Где прячется злость?», режиссерские игры, где ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя берет роль режиссера. III. Организация учебной работы дома. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, что бы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению домашних заданий? У ребенка должно быть свое постоянное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. В вечерние часы необходимо включать настольную лампу, которая ставится так. Чтобы свет падал слева. Желательно, чтобы абажур был зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном ( под углом 45 градусов) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелой ручкой так, как увеличение ее веса даже на 1 грамм усиливает утомление. Выполнение домашних заданий быстро утомляет ребенка, когда он работает за столом, который не соответствует его росту. Принимая позу согнувшись над столом, мы тем самым, затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129см стол должен иметь высоту 59см, при росте от130 до 139см – 62см, при росте от 140 до 149см – 68см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в восемь – девять раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветривать комнату. Следует заметить, что утомление ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашнее задание. Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут работы второкласснику следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. Полезно использовать памятку « Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными. Приступать к выполнению домашнего задания ребенку лучше сего через один или полтора часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок), то, конечно, можно садиться за уроки попозже. Но не в любом случае нельзя это откладывать на вечер. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: - в первом классе – до одного часа; - во втором классе – до полутора часов; - в третьем и четвертом классах – до двух часов. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования РФ. ПАМЯТКА «САДИМСЯ ЗА УРОКИ» 1. Садись за уроки в одно и то же время. 2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. 3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. 4. Сотри со стола пыль. 5. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол). 6. Уточни расписание уроков назавтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 7. Приготовь письменные принадлежности для занятий. 8. Эти принадлежности, а также учебники и тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе. 9. Убери со стола всё лишнее. 10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если давит шею. Открой учебник… Памятка «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ» · Начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не будет доделано до конца; посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. · Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом на «четыре», на «восемь». Дойдут в школе до «трёх», учите на «шесть» и на «девять». · Умножение на «пять» учите по часам, по движению стрелки, - и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности. · О чтении. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. · По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его. · Помните о «работе над ошибками» прежде чем начать приготовление домашнего задания по русскому языку и математике. IV. Разное. Итоги II четверти. Успеваемость и внеклассная работа. Конкурсы. Благодарность родителям. Консультации по предметам. Русский язык ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Математика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Окружающий мир___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литературное чтение________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Технология________________________________________________________ ИЗО______________________________________________________________ ФЗК______________________________________________________________ Наглядная геометрия, экономика, озож – тетради. Прилежание и форма. Бумага и тетради. Питание. Дисциплина. Планы проведения мероприятий. Слово родительскому комитету. Прочее________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение родительского собрания. 1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения. 2. Создавать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей. 3. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 4. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. 5. Не скупиться на похвалу. Х валить всегда только исполнителя, критиковать только исполнение. 6. Использовать подготовленные памятки (для ребенка «Садимся за уроки» и для родителей « Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков») для наиболее рационального построения работы по приготовлению уроков.