Уроки деятельностной
направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1) уроки «открытия»
нового знания; 2) уроки рефлексии; 3) уроки
общеметодологической направленности; 4) уроки
развивающего контроля. Сформулируем основные цели урока
каждого типа. 1. Урок
«открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование
у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение
понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок
рефлексии.
Деятельностная цель: формирование
у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности,
выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и
т.д.). у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление
и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов
и т.д. и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок
общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование
у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение
обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий курсов.
4. Урок
развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование
у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль
и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Отметим, что теоретически
обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1) предъявление
контролируемого варианта; 2) наличие
понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3) сопоставление
проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; 4) критериальную
оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего
контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со
следующей структурой:
1) написание
учащимися варианта контрольной работы; 2) сопоставление
с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 3) оценка
учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными
критериями.
Следует подчеркнуть, что
разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими
целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить
инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов
должен сохраняться деятельностный
метод обучения и обеспечиваться соответствующая система
дидактических принципов.
Остановимся более подробно на
структуре уроков каждого типа.
УРОКИ «ОТКРЫТИЯ»
НОВОГО ЗНАНИЯ, как отмечалось выше, имеют
следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения)
к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного
учебного действия; 3) этап выявления места и причины
затруднения; 4) этап построения проекта выхода
из затруднения; 5) этап реализации построенного
проекта; 6) этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему
знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной
деятельности на уроке.
1. Основной целью
этапа мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности является выработка на личностно значимом
уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной
деятельности.
Для реализации
этой цели необходимо: 1)создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
(«хочу»); 2)актуализировать
требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3)установить
тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью
этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и
организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа
действий.
Для этого необходимо, чтобы
учащиеся: 1)воспроизвели
и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового
способа действий; 2)активизировали
соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и
т.д.); 3)актуализировали
норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); 4)попытались
самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания,
запланированного для изучения на данном уроке; 5)зафиксировали
возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью
этапа выявления места и причины затруднения является
осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или
способностей.
Для реализации
этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1)проанализировали
шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они
делали; 2)зафиксировали
операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место
затруднения); 3)соотнесли
свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого
знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса
или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью
этапа построения проекта выхода из затруднения
является постановка целей учебной деятельности и на
этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы
учащиеся: 1)в
коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных
действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали,
какие знания им нужно построить и чему научиться); 2)предложили
и согласовали тему урока,
которую учитель может уточнить; 3)выбрали
способ построения
нового знания [как?) - метод
уточнения (если новый
способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения
(если изученных аналогов нет и требуется введение
принципиально нового знака или способа действий); 4)выбрали
средства для построения
нового знания (с помощью чего) - изученные
понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Основной целью
этапа реализации построенного проекта является
построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять
как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого
класса или типа вообще.
Для реализации
этой цели учащиеся должны: 1) на
основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; 2) при
построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и
т.д.; 3) применить
новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; 4) зафиксировать
в обобщенном виде новый способ действий в речи; 5) зафиксировать
преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи является
усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации
этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 2) при этом
проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы
1) решили (фронтально,
в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
7. Основной целью этапа самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону является
интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия
(коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого
необходимо: 1)организовать
самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2)организовать
самопроверку учащимися своих решений по эталону; 3)создать
(по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; 4)для
учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок
и их исправления.
8. Основной целью
этапа включения в систему знаний повторения является
включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и
закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно: 1)выявить
и зафиксировать границы применимости нового знания; 2)организовать
выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее
изученными; 3)организовать
тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до
уровня автоматизированного навыка; 4)при
необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью
этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода
построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели: 1)
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
на уроке; 2)учащиеся
соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия; 3)намечаются
цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
(домашнее задание с элементами выбора, творчества).
УРОКИ РЕФЛЕКСИИ
имеют следующую структуру:
1) этап мотивации
(самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного
учебного действия; 3) этап локализации
индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта
коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного
проекта; 6) этап обобщения затруднений во
внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему
знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной
деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока
рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и
преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном
содержании.
Перейдем к описанию основных
требований к этапам урока рефлексии.
1.
Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью урока
мотивации (самоопределения) к коррекционной
деятельности является выработка на личностно значимом
уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной
деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной
деятельности.
Для реализации этой цели
требуется:
1)создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
(«хочу»); 2)актуализировать
требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); 3)исходя
из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную
основу коррекционных действий («могу»).
2. Основной целью
этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и
осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной
деятельности.
Для этого необходимо: 1)организовать
повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для
рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; 2)активизировать
соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память); 3)организовать
мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной
работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного
анализа; 4)организовать
самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных
результатов (без исправления ошибок).
3. Основной целью
этапа локализации индивидуальных затруднений является
осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных
способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 1)уточнили
алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили
ошибки: 2)на
основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место
ошибок - место затруднение 3)выявляют
и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых
допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не
выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму
исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а
решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к
первой группе - выявляют место и
причину затруднения, а
если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее
работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4. Основной целью
этапа целеполагания и построения проекта
коррекции выявленных затруднений является постановки
целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их
реализации.
Для этого
необходимо, чтобы учащиеся: 1)сформулировали
индивидуальную цель своих
будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы
действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); 2)выбрали
способ (как?) и средства
(с помощью чего?) коррекции,
то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели,
формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким
образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение
аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью
этапа реализации построенного проекта является
осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и
формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый
учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
1)самостоятельно
(случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения
выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного
эталона для самопроверки; 2)в
первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для
самопроверки; 3)далее
в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те
способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; 4)решить
эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в
самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают
в качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения
затруднений во внешней речи является
закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации
этой цели: 1)организуется
обсуждение типовых затруднений; 2)проговариваются
формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Особое внимание
здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше,
чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
7. Основной целью этапа самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону является интериоризация
способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная
рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели
учащиеся, допустившие ошибки 1)выполняют
самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания,
в которых были допущены ошибки; 2)проводят
самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково
результаты;
3)фиксируют
преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие
ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий
творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью
этапа включения в систему знаний и повторения является
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при
положительном результате предыдущего этапа: 1)выполняют
задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными
и между собой; 2)выполняют
задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате
учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной
целью этапа рефлексии деятельности на уроке является
осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов
своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной}
деятельности.
Для реализации этой цели
учащиеся: 1)уточняют
алгоритм исправления ошибок; 2)называют
способы действий, вызвавшие затруднение; 3)фиксируют
степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 4)оценивают
собственную деятельность на уроке; 5)намечают
цели последующей деятельности; 6)в
соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее
задание (с элементами выбора, творчества).
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО
КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру:
1) этап мотивации
(самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного
учебного действия; 3) этап локализации
индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта
коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного
проекта; 6) этап обобщения затруднений во
внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий
творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной
деятельности.
Перейдем теперь к описанию
основных требований к этапам уроков развивающего контроля.
1урок (Проведение контрольной
работы)
1. Как и ранее,
основной целью этапа мотивации (самоопределения)
к контролъно-коррекционной деятельности является
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации
нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о
норме контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели
требуется: 1)определить
основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»); 2)актуализировать
требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»); 3)исходя
из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную
основу контрольно-коррекционных действий («могу»); 4)установить
форму и процедуру контроля; 5)предъявить
критерий выставления оценки.
2. Основной целью
этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и осознание
ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин
затруднений в деятельности.
Для этого необходимо: 1) организовать
повторение контролируемых способов действий (норм);
2) активизировать
мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы
(внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; 3) организовать мотивациюучащихся («хочу» - «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; 4)организовать
индивидуальное написание учащимися контрольной работы; 5)организовать
сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов
(без исправления ошибок); 6)предоставить
возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному
критерию.
II урок (Анализ контрольной
работы)
Данный урок соответствует уроку
работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после
проверки ее учителем.
3. Основной целью
этапа локализации индивидуальных затруднений является
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной
работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении
контрольной работы. Для реализации этой цели
необходимо: 1)организовать
мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу»)
и формулировку ими основ ной цели урока;
2)воспроизвести
контролируемые способы действий (нормы); 3)проанализировать
правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости -
согласование их оценок с оценкой учителя.
Далее учащиеся, которые допустили
ошибки:
1)уточняют
алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе
рефлексивного метода); 2)на
основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место
ошибок - место затруднений; 3)выявляют
и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых
допущены ошибки, - причину
затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок,
на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания
творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов
Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми
способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления,
умению критериально обосновывать свою точку зрения.
4. Основной целью
этапа построения проекта коррекцш выявленных
затруднений является постановки целей коррекционной
деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого
необходимо, чтобы учащиеся: 1)
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то
есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и
научиться правильно применять);
2) выбрали способ
(как?) и средства (с
помощью чего?) коррекции,
то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели,
формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким
образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение
аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью
этапа реализации построенного проекта является
осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и
формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Как и на уроке рефлексии, для
реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной
работе, должен:
1)самостоятельно
(случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения
выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного
эталона для самопроверки; 2)в
первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для
самопроверки; 3)далее
в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те
способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; 4)решить
эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в
контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают
к качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения
затруднений во внешней речи является закрепление
способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации
этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
1)обсуждение
типовых ошибок; 2)проговаривание
формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
7. Основной целью этапа самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке
рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка
их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по
возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели
необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: 1)выполнили
самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те
задания, в которых допущены ошибки; 2)провели
самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково
результаты. 3)зафиксировали
преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в
контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по
предложенному образцу.
8. Основной целью
этапа включения в систему знаний повторения является
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого
учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
1)выполняют
задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее
изученными и между собой; 2)выполняют
задания на подготовку к изучению следующих тем. При
отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого
варианта.
9. Основной целью
этапа рефлексии деятельности на
уроке является
самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода
преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной
деятельности. Для реализации этой цели
учащиеся: 1)проговаривают
механизм деятельности по контролю; 2)анализируют,
где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; 3)называют
способы действий, вызвавшие затруднение;
4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной
деятельности и ее результатов; 5)оценивают
полученные результаты собственной деятельности; 6)при
необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с
элементами выбора, творчества); 7)намечают цели последующей деятельности.
УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ призваны, во-первых, формировать
у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую
систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности,
направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках
организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной
деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти
уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на
классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для
этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Отдельные теперь уже предметные
уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук.
Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы
измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку,
расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и
др.
|