Как работают
центры обучения Миру
Программа курса “Обучение Миру и мирное разрешение конфликтов”рассчитана на два года. На начальном этапе осуществления проекта (2002 год) центры обучения Миру формировались из учеников разных классов (приглашались все желающие). В дальнейшем принцип подбора учеников пришлось пересмотреть, так как трудно было найти оптимальное для всех время проведения занятий. Сейчас “ядро” каждого из наших десяти центров обучения Миру составляет один из классов школы (выбранный по рекомендации педагогического коллектива), а уже по ходу работы к этому “ядру” присоединяются и желающие ученики из других классов школы. Как правило, в начале учебного года желающих бывает много, но только через месяц количество учеников центра стабилизируется и составляет 15020 человек. В основном это учащиеся 6-8-х классов.
Мы стараемся, чтобы занятия в центрах были интересными и увлекательными, а для этого мы применяем групповую работу, интерактивную игру, обсуждение. Дискуссии проходят живо и интересно, в доброжелательной обстановке дети чувствуют себя уверенно и высказываются свободно. Большое внимание мы уделяем выбору тем для обсуждения. Не секрет, что школьные учителя зачастую предпочитают “обходить острые углы” и избегают обращения к спорным темам и вопросам. Мы же в своей деятельности исходим из того, что современной школе и ее ученикам необходима связь с реальным миром, полным конфликтов и неожиданностей. Например, мы говорим о том, как можно развивать толерантные отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, об отношениях между учениками и учителями, родителями и учителями, спорим о том, должны ли в этих отношениях соблюдаться принципы свободы и равноправия. Кроме того, на занятиях мы обсуждаем вопросы общественно-политической жизни Армении и нашего города – особенно в период выборов, когда эти темы остро дискутируются в обществе, а дети часто получают искаженную информацию о происходящем. Наши подопечные учатся свободно высказывать свое мнение о событиях, происходящих в классе, школе и семье. Мы ориентируем их на активное участие в работе школьных общественных советов и других организаций, чтобы уже в школьные годы они могли влиять на общественные процессы. Мы обучаем детей с уважением относиться к своим сверстникам и взаимодействовать с ними в русле позитивного и открытого сотрудничества.
Одним словом, задач у нас немало, и программа нашего курса, а также все разработанные нами учебные материалы и методики нацелены на их решение.
В программу курса “Обучение Миру и мирное разрешение конфликтов” входят такие темы, как “Что такое Мир”, “Что такое конфликт”, “Причины возникновения конфликта”, “Эскалация конфликта”, “Анализ конфликта”, “Нормы поведения в конфликтной ситуации”, “Управление конфликтом”,
“Правила и принципы мирного урегулирования конфликтов”, “Посредничество”, “Переговоры” и др. При разработке курса мы заботились о том, чтобы ученики приобрели не только знания по теме, но и практические навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. В качестве примера расскажем, как проходят занятия, посвященные анализу конфликтов.
|