Во-первых, мы помогаем детям понять, что конфликт – неотъемлемая часть нашей жизни. Он является результатом различия наших взглядов, потребностей и желаний. Конфликты происходят всюду – дома, в школе, во дворе, на улице, на работе, в транспорте, на
спортивных площадках. Часто конфликт обостряется из-за того, что противоборствующие стороны преувеличивают факты, занимают крайние позиции или создают враждебные группировки. В этом случае конфликт приобретает деструктивный, разрушительный характер и наносит большой урон всем участникам. Для большинства людей конфликт однозначно ассоциируется с чем-то плохим, разрушительным. Однако это отнюдь не так. Часто конфликт является вызовом и стимулом для нашего роста и развития. Если мы в состоянии управлять конфликтом, это укрепляет в нас чувство собственного достоинства и в дальнейшем облегчает отношения с другими людьми. Однако управление конфликтом возможно только на основе его понимания, которое достигается с помощью анализа конфликта. Проанализировать – значит выяснить: стороны конфликта, т.е. между кем и кем возник конфликт (спор); позиции, требования сторон; интересы, т.е. чего хочет каждая из сторон; действия, т.е. что может сделать каждая из сторон для достижения желаемого.
Необходимость анализа конфликта мы разбираем на простом и доступном примере: два друга получают в подарок один апельсин и спорят: как его поделить между собой? Дети сразу же предлагают самое, казалось бы, простое решение: разделить пополам. Но, оказывается, что одного из друзей это не устраивает. Разбираемся, в чем дело. После анализа ситуации выясняется, что одному из друзей нужен сам апельсин, а другому – цедра, чтобы его мама смогла испечь торт ко дню рождения сестры. После такого разбора решение находится очень легко: одному достается кожура апельсина, другому –дольки. Конфликт исчерпан, оба друга довольны.
Переходя от вопроса о необходимости анализа непосредственно к анализу конфликта, мы также стараемся выбирать виды работы, неизменно вызывающие интерес учеников и способствующие развитию мыслительных и коммуникативных навыков.
Разбирая еще одну конфликтную ситуацию, уже из “взрослой жизни”, мы предлагаем детям разыграть на занятии сценку, а потом обсудить ситуацию и прийти к оптимальному решению. Вкратце, конфликт заключается в следующем:
Две организации из Армении и США сотрудничают. В рамках этого сотрудничества намечено провести совместный семинар в США. Состав участников семинара с армянской стороны уже определен, но осталось одно вакантное место. На него в равной степени претендуют два сотрудника. У обоих одинаковый трудовой стаж, высокий профессионализм. Руководитель организации затрудняется в выборе кандидатуры. Между двумя сотрудниками возникает конфликт. Как должен поступить руководитель, чтобы оба сотрудника остались довольны? Дети представляют ситуацию в ролях и начинают анализировать конфликт. В процессе анализа ученик, исполняющий роль руководителя, беседует с каждым из сотрудников, стараясь выяснить их интересы. Оказывается, один из претендентов хочет воспользоваться случаем и повидаться с живущим в США братом, которого не видел несколько лет. Другой же рассматривает включение всостав делегации как высокую оценку своей работы. После сценки начинается общее обсуждение. Дети предлагают самые разные решения, и среди них такое: сотрудника, который мечтает встретиться с братом, руководитель включает в состав делегации, а другого – повышает в должности, тем самым оценив его профессионализм. Это решение всех устраивает. Так дети еще раз убеждаются: чтобы найти решение, удовлетворительное для обеих сторон, необходимо проанализировать ситуацию.
|