Мнения участников
Опросы школьников, посетивших уроки по принципу “равный – равному”, показывают, что около 95% из них считают проведение таких уроков полезным и необходимым. В своих ответах дети отмечают, что они свободно высказывали свои мысли, не боясь, что их могут не понять или осудить за “неправильное” мнение. Им понравилось, что урок ведет их ровесник: они считают, что он понимает их проблемы гораздо лучше любого взрослого. Детям легче общаться со ровесниками, чем со взрослыми, при этом выигрывают и “наставники” и “подопечные”: первые закрепляют полученные знания и навыки и обретают уверенность, а вторые приобщаются к идеям культуры Мира и миротворчества. Розданные им наглядные материалы дети передают потом своим друзьям, родным и близким, тем самым вовлекая и их в процесс обучения Миру.
По мнению самих учеников-наставников, опыт самостоятельного проведения занятий в дальнейшем помогает им управлять конфликтами, которые иногда возникают на уроках между учителями и учениками. Они гордятся своей новой ролью, становятся уверенней в себе, а самое главное, на наш взгляд, – они начинают по-настоящему ценить работу учителя.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ
ИЗБЕЖАТЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА1
- Контролируй свое поведение, мысли и чувства (например, если во время спора ты уходишь,хлопнув дверью, то вряд ли этот конфликт закончится быстро...).
- Если во время спора твой противник ведет себя некорректно (например, повышает голос), не бери с него пример.
- Помни, что каждый человек имеет право выбора и волен поступать в соответствии со своими взглядами.
- Выражай свои эмоции без угроз (не стоит говорить, например, “ты еще пожалеешь”,“я покажу тебе, где раки зимуют” и т.п.).
- Не выходи за рамки спора, говори конкретно о проблеме (например, если речь идет об испорченной книге, не надо вспоминать о прошлогоднем случае с испорченным диском).
- Не оскорбляй противника, его родных и близких.
- Не привлекай чужие мнения в качестве аргументов (например, “Ребята с вашего двора тоже тебя не любят”).
- Не употребляй слов “всегда” и “никогда” (например, “Ты всегда так поступаешь”,“Я никогда с тобой не соглашусь”)
- . Не обзывайся!
- Не принимай решений “на горячую голову”, подожди, пока страсти улягутся.
При изложении этих правил, а также принципов мирного разрешения конфликтов использовалось пособие
Crawford, D., Bodine, R. (1996). Conflict Resolution Education. A Guide to Implementing Programs in Schools, Youth;
Serving Organizations, and Community and Juvenile Justice Settings. Program Report. Washington, DC., Department of
Justice.
|