Н.Б.Иванова о современных критиках: «Есть критик-ищейка, следователь-исследователь, разоблачающий подделку, для установления истинной ценности. Есть критик-белка, вышелушиватель, проявитель смыслов. Критик исполнитель. Дирижер. Есть критик-кутюрье, делающий моду, погоду в литературе. (…). Есть критик-фокусник, критик иллюзионист. Есть мука – это писатель; есть вода – это читатель; и есть, наконец, дрожжи – это литературная критика. Без нее по большому счету не будет выпечен хлеб российской словесности» ( «Мука, вода и дрожжи» // Литературная газета)Метафорическая классификация, на мой взгляд, очень точно отражает процессы, происходящие сегодня в новой отечественной критике. В настоящее время работают в качестве «исследователей, разоблачающих подделку», такие критики, как: Ирина Роднянская, Рената Гальцева, Алла Латынина, Владимир Новиков и др. Высочайший уровень рефлексии, поликультурная эрудиция и требовательность отличают их статьи и рецензии. В качестве «проявителей смыслов» выступают Андрей Немзер, Мария Ремизова, Ольга Славникова, Лев Аннинский, Дмитрий Быков и др.. Заслуга А.Немзера, например, прежде всего в том, что он не делит литературный процесс на страты (на близкое ему и на далекое от его пристрастий), а рецензирует большое количество разнообразных текстов.Несомненно, «критиками-дирижерами» можно назвать Наталью Иванову, Сергея Чупринина. Они не только прокладывают магистральные направления для литературоведческих поисков, но и предлагают субъективный системный анализ происходящему сегодня в сфере словесного искусства. Без ссылок на их критические статьи, без предложенных ими терминов не обходится ни один из авторов, пишущих о текущей словесности.«Критики-кутюрье», «делающие моду в литературе», сегодня активно влияют на объемы продаж с книжного рынка, обслуживают элитарного читателя из «своего» круга (Дмитрий Манин, Линор Горалик, Михаил Визель и др.), активно работают с PR-стратегиями (Лев Данилкин, Борис Кузьминский, выступающий под псевдонимом «Аделаида Метелкина», и др.). Наконец, «критики-фокусники» Вячеслав Курицын и Михаил Золотоносов в своем интернет-проекте предлагают читателям обсудить работы несуществующего писателя «Якова Персикова». Литературная игра-мистификация приводит к тому, что посетители сети Интернет рецензируют работы выдуманного автора. Можно и от себя добавить к данной классификации «сердечную критику» (Павла Басинского, Валерия Сердюченко). Она рассматривает современные произведения с позиций совести, с тревогой за утрату целомудренности и высокой духовности, которая всегда была неотъемлемой частью отечественной словесности .
|