Главная » 2010»Ноябрь»23 » Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №22»
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №22»
22:55
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №22» Васиной Татьяны Петровны «Создание предпосылок для успешной орфографической ориентировки при письме» Не секрет, что залогом грамотного письма является умение обнаруживать в слове орфограмму. Неумение выделять орфограммы – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Детям, у которых значимость зрительного восприятия выше, необходимо давать задания, основанные на «фотографировании» образа слова. И «орфографическая политика» для таких ребят должна основываться на тезисе: «Не знаешь как писать – не пиши». Уместными будут такие приёмы: а) письмо с «дырками»; б) письмо с использованием другого цвета пасты, для сигнала запоминания трудной буквы; в) приём «фотоглаз» (фотографирование текста с выделенными орфограммами, за определённое время); г) очень слабым детям можно давать посмотреть предварительно текст диктанта перед его написанием. Ребёнок с развитым зрительным восприятием хоть что-то запомнит и напишет правильно. Ведь наша цель развивать возможности учеников, а не наказывать их; д) для предупреждения ошибок за урок перед диктантом, изложением или сочинением можно выписать трудные слова на доску и включать их в работу; е) эффективными для детей со зрительным восприятием будут упражнения на списывание и подчёркивание «опасных» мест в тексте, чем запись его с пропущенными буквами; ж) хороший эффект для запоминания трудных слов даёт создание художественного образа для орфограммы (рисунки, изографы); з) нельзя давать таким ребятам задания с отрицательным языковым материалом (приём какографии); и) необходимо в системе проводить ежедневные зрительные диктанты. Известно, что детей младшего школьного возраста с развитым слуховым восприятием гораздо меньше, чем визуалов. В работе над орфограммой необходимо развивать фонематический слух в ежедневных упражнениях. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, с использованием сигнальных карточек. Приёмы работы здесь самые разнообразные, например: а) найди «опасное» место (дети слушают слова и хлопают, найдя звук, которому при письме нельзя доверять); б) «поймай мяч» (ловят звуки и составляют слово); в) игра «Светофор» (показывают красный сигнал, как только находят «ошибкоопасное» место); г) диктант с простукиванием ритма слова, где в «опасном» месте звук стука меняется. Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости, даёт комбинированное восприятие, которое возможно в процессе комментируемого письма, звукобуквенного и орфографического разбора.