Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей ; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Форма проведения: беседа. Ход собрания. 1. Вступительное слово. Слайд 1.Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. Первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы. Слайд 2.Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. 2. Анализ кризисных явлений в семье. Главной причиной кризисных явлений является пренебрежение духовными законами. Перефразируя Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то все позволено». Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. *Сегодня все чаще для молодых людей идеалом становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег любыми средствами. *Навязывание философии гедонизма ( «оттянись со вкусом), для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой, непрестанные развлечения, бегством от реальной жизни в мир иллюзий. * Вторжение в жизнь компьютеров и телевизоров заменяет людям общение. В отрочестве и юности каждый человек начинает искать смысл жизни, а в настоящее время смысл этот разрушается большинством Средств Массовой Информации путем психологического террора и пропаганды насилия, распущенности нравов, разврата, извращений – безумия, и это очень осложняет поиск молодого человека. А.Гитлер сказал: «Кто обладает молодежью – тот обладает будущим». Если мы не задумаемся сейчас, кто старается обладать нашей молодежью – то можем остаться без будущего. *Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда родители озабочены решением проблем экономического выживания , основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.), что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи. *Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
Как следствие всего этого – кризис семьи, как первого из социальных институтов и как величайшего гаранта благосостояния и сохранения моральных ценностей. Слайд 3. Причины кризиса лежат не столько в экономической сфере, психологии или психиатрии, сколько в духовной, которую человек формирует своими действиями. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. 1.Пренебрежение духовными законами 2.Агрессивная информационная среда. 3. Навязывание философии гедонизма (смысл жизни – получение удовольствия любой ценой) 4.Стихийные рыночные отношения. 5. Ориентация воспитания на индивидуалистскую модель. 6. Социальная и личная нестабильность. 7.Кризис семьи. Выход из сложившейся кризисной ситуации один – Слайд 4. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. 3. Понятие духовно – нравственного воспитания. Слайд 5.Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности человека. Духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Слайд 6.Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Такое духовное направление помогает дать христианское воспитание, которое делает ясными для него различные проявления добра и зла. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия». Слайд 7.На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Только семья может воспитать семьянина. Почитание родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Слайд 8. Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее. Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного потенциала. В следствии кризиса утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; Именно семья - самая естественная и благородная для растущего человека среда - низведена до примитивного уровня одевания, питания и наказания. Произошли глубинные деформации в психологии людей, которые стали следствием недостаточного материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья.
Слайд 9. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, стремление делать добро, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, гражданская ответственность за основные события своей жизни, упорство в достижении цели. 4. Приоритеты развития и воспитания в разные периоды детства. Слайд 10. Для становления духовно-нравственного мира ребенка родителям важно знать приоритеты развития и воспитания в разные периоды детства. Можно выделить три уровня в восприятии нравственности детьми. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии. I. Уровень принятия морали авторитета. 1). Принятие морали родителей. 2). Принятие морали учителя. II. Уровень принятия морали социума. 3). Принятие морали сверстников. 4). Принятие морали общества. III. Уровень автономной совести. 5). Сомнение в существующих нравственных ценностях. 6). Собственный выбор системы ценностной иерархии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие. Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15 – 16 лет. Слайд 11. Возраст до 3-х лет. Можно, сказать, что радость и смысл жизни человеческой определяются тем, насколько в ней присутствует любовь. Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. Дети обретают базовое доверие к жизни, к миру если в достаточной мере окруженных любовью и лаской. Период запечатления любви заканчивается пробуждением личностного самосознания ребенка. Слайд 12. Дошкольное детство (3-6 лет). После трех лет ребенок несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром. Можно сказать, что дошкольное детство – это период совместной практической жизнедеятельности ребенка и взрослого. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т. е. не для себя, а для других. Воспитание привычки к труду соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя положенный груз, во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в этом возрасте. Замечено, что выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребёнку заслуженную радость. Именно в этом возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится. Если теперь обратиться к уровню восприятия морали, то легко видеть, что в дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей, т. е. они находятся на I уровне, 1 стадии. Слайд 13. Младший школьный возраст (7-10 лет). Главной задачей духовного воспитания детей младшего школьного возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться, как способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. В дальнейшем ориентация на результат возникает в результате соответствующего отношения взрослых людей. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Этой готовности изменяться и развиваться, вообще говоря, человек должен научиться в младшем школьном возрасте на всю последующую жизнь. Восприятие морали в младшем школьном возрасте переходит на 2 стадию I уровня. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим. Слайд 14. Подростковый возраст (11-14 лет) Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями во внешнем облике и физиологии ребенка. Подростки стремятся к объединениям, в которых учтены их интересы. Это доминанта дали, усилия, романтизма. Однако, интересы - это не все. Есть что-то более глубокое, что нужно подросткам. У Г. Гессе в его книге «Паломничество в страну Востока» описано, как некое Братство идет на Восток. И именно в этом пути и реализуется идея Братства. Те, кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это-то объединение и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, в шайки, в дворовые компании. Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание Братства всех людей. Там где существует Братство, проблем с подростковым возрастом не возникает. В таком Братстве взрослый становится не «авторитетом», а «лидером», и существует тонкая грань между этими понятиями. Лидер обладает авторитетом, но не в силу своего положения, а в силу личностных качеств. Он - тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно, и на которого можно положиться «Учитель – духовник, лидер подлинного педагогического Братства, его всегда любят дети. Потому что он сам малое дитя. Он приходит в дом Братства и дети бегут к нему на встречу. Он наивный романтик. Он взрослый ребенок». Потребность подростков следовать за кем-то, искать свой идеал, своего лидера выражается в частности в том, что они, не находя соответствующих идеалов рядом с собой, увлекаются какими-нибудь знаменитостями, при этом, как отмечено «часто настолько отождествляют себя со знаменитостями, что, на первый взгляд, теряют собственную индивидуальность».Ведущей деятельностью в этом возрасте - общение со сверстниками. Интересно, что в семьях, где родители в подростковом возрасте изолируют детей от общения со сверстниками, ограничивая последнее лишь школой, при условии правильного воспитания в других вопросах вырастают вполне благополучные дети, но у них в их последующей жизни в отношениях с людьми очень чувствуется грань «свои» и «чужие». Они не считают «братом» первого встречного и нелегко допускают кого-то в круг «своих». Чем более развита личность, тем к большему числу МЫ она себя причисляет. В каком-то плане личность, не познавшая свою глубинную, онтологическую общность с другими людьми (а легче всего это познается в подростничестве), имеет некоторый изъян в своем развитии. В подростковом возрасте обычно ребенок переходит на второй уровень и третью стадию в своем восприятии морали, воспринимая мораль сверстников, а затем и на четвертую стадию, принимая взгляды общества. Слайд 15. Юность (с 15-18 лет до 20 лет). Это время – время перехода подростка в свою новую пору, пору юности. Подросток вдруг отвергает все и сомневается во всем (пятая стадия), отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии (шестая стадия). Можно сказать, что главная задача этого возраста – выбор Собственного Пути. И многие в этом возрасте или чуть позже такой выбор делают. Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества и братства всех людей легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека. Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни. Слайд 16. Задумываясь о будущем, заглядывая в новое время, мы задаем себе вопрос, что ждет нас, «сегодняшних» и их «завтрашних», какие еще испытания приготовит им время. Мы не сможем защитить от будущих невзгод своих детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который поможет выстоять и победить. Передать родители детям могут только то, чем обладаете сами. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям. Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой. 5. Методы и средства духовного воспитания. Слайд 17. Методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых родители влияют на сознание и поведение детей, средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются: § Слово; § Родительский авторитет; § Учение; § Природа; § Домашний быт; § Национальные обычаи; § Традиции; § Общественное мнение; § Духовный и моральный климат семьи; § Режим дня; § Литература; § Спорт; § Праздники. Духовно – нравственное воспитание держится на любви. Любовь родителей для детей становится светом в этом мире и смыслом их жизни и радости. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим. Поэтому важно, чтобы воспитание проявлялось не внешне, а было глубоко внутренним явлением. Но любящий родитель ,чтобы помочь разобраться детям в сути дела, смысле своих и чужих поступках, предъявляемым к ним требованиям, сам должен быть крайне внимателен к внутреннему миру ребёнка. Слайд 18. Вы видите «Сосуд человеческих эмоций».Он имеет форму кувшина. В верхнюю часть сосуда помещены такие эмоции, как гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно считать разрушительными, т. к. они разрушают психику человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми. Эти эмоции во внешнем поведении проявляются так: обзывания, оскорбления, ссоры, телесные наказания. Оказывается, эти чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида. Эти чувства страдательные (смотри 2-й слой кувшина). А их причина в неудовлетворении потребностей (смотри 3-й слой кувшина) в любви, взаимопонимании, уважении, свободе и т.д. Возьмем несколько примеров из жизни. Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь. Заметим, что все чувство этого второго слоя — страдательные, поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает. Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!» Причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей. Человеку нужно: чтобы его любили, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому человеку- задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего — родителей с ребенком. За любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Подобные переживания себя называют— самооценкой, чувство самоценности. Оно сильно влияет на жизнь и судьбу человека. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Ребёнок ждет от нас подтверждений того, что он — хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Запишем все это как базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой в нашей схеме). Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов. Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность», данную нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!» Повторим: каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики — ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой». Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок, как в только что описанном случае. Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.
Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Дети вырастают добрыми и щедрыми, если совершенно точно знают, что родители их очень любят. А потом они просто возвращаю миру то, что получили от своих родителей». Итак, что делать? 1. Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!» Мы уже знаем, что за его гневом скрывается боль, обида и т.п. (I и II слои нашей схемы). В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его «страдательное» чувство. Что не стоит делать — это осуждать и наказывать его в ответ. Так можно только усугубить его отрицательное переживание (да и ваше тоже). Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а ваш тон — дружелюбным. 2. «Тебе больно»... Если ребенок открыто страдает от боли, обиды, страха, то активное слушание — незаменимо. Этот способ прямо предназначен для переживаний из II слоя нашей схемы. Если те же чувства испытывает родитель, то лучше всего их высказать в форме «я-сообщения». Однако при этом важно помнить, что если чувства у ребёнка очень сильные и переполняют его, то его уши могут не услышать вас; сначала стоит выслушать его. 3. Что ему не хватает? Если недовольство или страдание ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поиграть, почитать; или, наоборот, постоянно не слушается, дерется, грубит... очень вероятно, что причина — в неудовлетворении какой-то его потребности (III слой схемы). Ему может не хватать вашего внимания или, наоборот, чувства свободы и самостоятельности; он может страдать от запущенной учебы или неуспехов в школе. В таком случае одного активного слушания недостаточно. Правда, с него можно начать, но затем постараться понять, что же все-таки не хватает вашему ребенку. Вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним время, чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать его на каждом шагу. Один из очень действенных способов — создание условий, которые не противоречат, а отвечают потребностям ребенка. Он хочет много двигаться — хорошо организовать открытое пространство; хочет исследовать лужи — можно завести высокие сапоги; хочет рисовать большие картины — не помешает лишний кусок дешевых обоев. Напомню, что грести по течению несравненно легче, чем против него. Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями — значит активно слушать ребенка в самом широком смысле. 4. «Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!» Чем дальше вниз мы продвигаемся по слоям нашей схемы, тем значительнее влияние на ребенка стиля общения с ним. О том, какой он — хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник — он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей. Если самый глубокий слой — эмоциональное ощущение себя — складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему. Начинать необходимо с помощи родителям. Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать.
1. Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания, и потребности. 3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит доверять). 8. Конструктивно разрешать конфликты. 9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы: Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. 10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Слайд 19. 6. Работа в группах. Задание для родителей по группам. Вам предлагается ситуация, которую вы должны разыграть, используя выбранные методы и средства, учитывая потребности ребёнка. 1 группа. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего… 2 группа. У вашего ребёнка появился друг, который, по вашему мнению, плохо воспитан. 3 группа. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх, и если ему это не удаётся, он пытается бунтовать. 7. Подведение итогов. Слайд 20. Подведём итоги : Ребенок вырастает не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!» Слайд 21. Наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, — тогда это и будет главным достоянием жизни. Литература. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. – М. «Вако» 2007. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века, Санкт-Петербург: 1999. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000 Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000. Ресурсы Интернет.
|