Главная » 2010»Декабрь»14 » Описание.из опыта работы учителя нач классов МОУ"Гимназия№2"Каплуновой Р.А.
Описание.из опыта работы учителя нач классов МОУ"Гимназия№2"Каплуновой Р.А.
18:13
Тема урока. Описание. Цель урока: а) познакомить детей с описательным текстом, его особенностями; б) дать понятие об описании, его отличительных признаках; в) учить детей отбирать признаки предмета в соответствии с основной мыслью; создавать элементарные тексты типа описания, описание в объявлении. Оборудование: компьютер с проектором, презентация, карточки-заготовки. Ход урока. I. Организационный момент. II. Анализ текста. У. - Ребята, я хочу задать вам удивительный вопрос: как можно увидеть то, чего не видишь? - Сейчас мы попробуем в этом убедиться. Вы наверняка не видели такого речного зверька, как выхухоль. - Интересно узнать, как же он выглядит этот речной зверек? Какой же он? (Дети читают текст и словесно рисуют выхухоль). Слайд 1. -Вот теперь мы увидели выхухоль, представили себе этого зверька, потому что нам удалось его словесно нарисовать. -Какой он по размерам, какие у него шерсть, лапки, голова. -Нарисуйте его и раскрасьте. (Дети выполняют задание на карточках- заготовках). Слайд 2. Слайд 3. У. Докажите, что это текст. Д. Все предложения связаны между собой по смыслу, все они на одну тему - о выхухоли, можно подобрать заголовок. У. - Прочитаете предложения, в которых говорится о том, как выглядит выхухоль, какая она. - Назовите слова, важные для раскрытия темы. Д. Мех, тело, лапки, хвост, голова. У. - В этом тексте 38 слов. Много ли в нем прилагательных? - Назовите их. (Дети называют прилагательные.) - Что называется именем прилагательным? Д. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета. У. Как бы вы озаглавили этот текст? III. Понятие об описании. У. - Итак, тема сегодняшнего урока Слайд 3. - Различают три типа текста. Сегодня мы будем говорить об одном из этих типов: описании. - Описание- это текст, в котором раскрываются признаки предмета. Оно отвечает на вопрос: какой? - При описании предмета надо отбирать те признаки, которые помогают раскрыть основную мысль текста. IV. Описание в объявлении. У. - Может быть кто-нибудь из вас заметил, что в последнее время в газетах и на телевидении увеличилось число объявлений о пропаже домашних животных – собак. - Вот об одном таком объявлении поётся в песенке. (Звучит песня В. Шаинского «Пропала собака».) Слайд 4. V. Работа с текстом песни. У. - Понравилась песня? - Перед вами текст этой песни. а) прочитайте текст; б) выберите из текста описание собаки. Д. Кличка Дружок, щенок белоснежный, рыжие пятна, кисточкой хвост. У. О чем просит ребенок? Д. Найти щенка. У. Может ли девочка или мальчик по такому объявлению найти свою собаку? Д. Нет. У. Почему? Д. Потому что в нем не указаны главные, отличительные признаки собаки. У. Что нужно указать в объявлении? Д. Породу собаки, где были рыжие пятна, дописать какой был хвостик, лапки, ушки. У. Где висело объявление? Д. На заборе. У. Где надо помещать объявления? Д. В газетах, на телевидении. У. Какой еще информации не хватает в объявлении? Д. По какому номеру телефона надо звонить. VI. Составление объявлений. У. Давайте поможем ребенку составить правильное объявление. а) Составление объявлений (У детей карточки-заготовки.) Слайд 5. б) Чтение объявлений. У. - Вот теперь, я думаю собака найдется. - Какой текст мы использовали для написания объявления? Д. Описание. VII. Предварительная лексическая работа. а) Лексическая работа. Творческая работа. Составление описания. У. А сейчас мы сами будем составлять тексты-описания. Слайд 6. Задание 1. В ближайший выходной ты отправляешься на Птичий рынок покупать рыбок. Подумай: какие рыбки тебе нравятся? Какие ты бы хотел купить? Опиши этих рыбок. У. Но вначале проведем лексическую работу. Что будем описывать. Слайд 7. Задание 2. Представь себе, что ты оказался на выставке кошек. От какой кошки ты не можешь отвести взгляда, какую тебе хочется иметь дома? Опиши понравившуюся тебе кошку. Слайд 8. Задание 3. Представь себе, что ребята живущие на юге нашей страны, никогда не видели снегиря. Что это за птичка? Почему она так называется? Слайд 9. б) Самостоятельная работа по группам. (Дети работают в группах). VIII. Чтение сочинений-описаний. В зоомагазине я купила красивую рыбку. Она называется петушок. Ее так назвали потому, что самцы устраивали бои между собой, как настоящие петухи. У петушка большие черные глаза. Петушок весь красный, но его чешуя переливается серым цветом и голубыми точками. Контур плавников черный. Рыбки редко вырастают больше пяти сантиметров. (Ванюшова Алена) Однажды мы с мамой ходили на выставку кошек. Мне понравилась кошечка сиамской породы. Она была похожа на котенка из мультфильма «Котенок по имени Гав». Шерстка у нее бежевая, переходящая в темный цвет. Мордочка, ушки и хвост полностью черного цвета. А глаза огромные, ярко-голубые, как небесная лазурь. При подведении итогов эта кошка заняла первое место. (Погасий Ольга) Я хочу описать снегиря. Это небольшая и очень красивая птичка. Сразу бросается в глаза ярко-красная грудка. У самца она малинового цвета, а у самки – серенькая. Голова у снегиря черная, бархатистая, а спинка – голубовато-серая. Крылышки у него темные, хвостик похож на стрелку. Какая удивительная птица! (Медведев Дима) IX. Итог урока. 1) С каким типом текста мы сегодня познакомились? Слайд 10. 2) Когда в жизни мы используем описание?