Едкова Марина Анатольевна- учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тема: «Роль творческих заданий в обучении чтению младших школьников». МОУ «Гимназия №2» г Балаково Саратовской области. С 1992г. работаю по системе общего развития Л.В.Занкова с большим удовлетворением, радостью, увлечением. Она позволяет мне подходить творчески к каждому уроку, оттачивать своё мастерство. Детям интересно учиться по этой программе, и родители очень довольны положением своих детей в школе при реализации данной системы. Хочется отметить, что заинтересованность родителей системой Л.В.Занкова постоянно растёт. Большинство родителей понимают, что современному обществу необходима творчески развитая свободная личность. Своих детей они хотят видеть нетрадиционно мыслящими, принимающими нестандартные решения. Не секрет, что русский язык и литературное чтение считаются одними из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложные дисциплины, требующие большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему. Русский язык и литературное чтение в начальной школе остаются инструментами познания, мышления, развития, они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. (слайд) Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям: 1. познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей; 2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим. 3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы. Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры. Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале. Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть. Они сами пытаются сочинять
Для того чтобы действительно достичь желаемого результата, деятельность учителя должна отвечать определенной системе требований: (слайд) творческое развитие доступно каждому ребенку; создание атмосферы общей культуры в школе; доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая; высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем; внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям Чтобы "разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру "Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском; разыгрываем сценки (которые нарисованы на страницах Азбуки), при этом я даю словесные указания "Покажите, что ваше общение приятно или неприятно друг для друга”. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. С первых дней обучения начинаю учить учащихся рифмовать слова. Даю задание и на дом "закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные стихи. Работа может продолжаться. На уроке обучению грамоте - решение кроссворда. Соедините слоги так, чтобы получились названия дней недели. Впишите в пустые клеточки. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Так, Гущин Евгений, начал писать стихи, которые были опубликованы в местной газете и на сайте Российского литературного клуба. Все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учителя. После выполнения первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все. Считаю, что развитие речи, творческого мышления, культуры общения на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения: у учащихся развиваются творческие возможности; проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать; появляется самостоятельность и своя точка зрения. Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы: · у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера; · постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы; · соразмышлять и сопереживать, · делать анализ прочитанного текста; · понимать чужие мысли, заключённые в тексте; · представлять картины, нарисованные автором, · видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; · чувствовать настроение автора, · находить для его передачи нужную интонацию
|