Главная » 2010»Ноябрь»14 » Сидойкина Ольга Евгеньевна.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) - наша новая школа.
Сидойкина Ольга Евгеньевна.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) - наша новая школа.
21:56
Федеральный
государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС) -
наша новая школа.
На основе приказа Министерства образования №373 от
06.10.2009 года осуществляется переход на новый
образовательный стандарт начального образования. Регистрация в
Министерстве юстиции сделана 22.12.2009 года №15785. Приказ Министерства образования №1561 от 18.06.2010
года об апробации внедрения данного документа явился основанием для
работы на сегодняшний день 123 пилотных
образовательных учреждений в Саратовской области. Из них 100 – в
области, 23 – в городе Саратове; в том числе 248 первых классов, 341 педагог, 5636
первых классов.
Отличительные особенности стандарта
нового поколения.
1. Стандарт как общественный договор -
взаимообязательства и требования, отсюда необходимость вариативности
разделения ответственности между семьей, обществом и государством.
2. Новая научная методология.
Изменена
цель политики. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,
инициирующих детское действие.
Возникают
три вопроса:
Чему
учить? Ради чего учить? Как учить?
Осуществляется
переход от системы наглядного обучения к
развивающему обучению.
Цель
традиционной системы – сформировать знания, умения, навыки.
Основная
цель развивающего обучения – научить учиться.
Основной
метод традиционной системы – объяснительно-иллюстративный (репродуктивный).
Основной метод в развивающем обучении – деятельностный
(продуктивный).
В декабре 2010 года ожидается выйти полный Федеральный перечень учебников, имеющих гриф
нового стандарта. В их основе – идеи развивающего обучения:
- деятельностный подход;
-
принцип дифференциации и индивидуализации;
-
принцип минимакса – опережающее обучение;
-
формирование учебной деятельности;
-
формирование самооценки и самоконтроля;
-
педагогическая диагностика.
В основе деятельностной педагогики лежат следующие
дидактические принципы.
Принцип деятельности - формирование личности ученика и продвижение его в
развитии осуществляется только в процессе его собственной деятельности,
направленной им на открытие нового знания.
Принцип непрерывности - такая
организация учебного процесса, когда результат деятельности на каждом
предыдущем этапе обеспечивает начало следующего.
Принцип целостного представления о мире – у ребенка в процессе обучения должно быть
сформировано обобщенное целостное представление о мире – природе, обществе и
самом себе.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, т.е.
понимания возможности различных вариантов решения проблемы. Формирование
способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального.
Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности школьника, приобретение им собственного опыта
творческой деятельности.
3. Меняется система отношений (взаимоотношений).
В
традиционной системе преобладали авторитарность и руководство
педагога.
Развивающее обучение предполагает, что
учитель и
ребенок - два равноправных партнера. Ученик – субъект
учебной
деятельности.
Учитель – лучший артист второго плана.
Новая структура стандарта.
-
изменилось предметное содержание;
-
произошло усиление воспитательной функции (теперь существует
примерная программа «Духовно – нравственное
развитие гражданина
России как педагогически организованный процесс»)
-
ориентация на результат образования.
4. Стандарт как система требований.
1.Требования к результатам организации
образовательного процесса.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов:
личностные:
•
готовность и способность к саморазвитию;
•
сформированность мотивации к обучению и познанию;
•
ценностно-смысловые установки обучающихся:
•
личностные позиции
•
личностные качества
•
сформированность основ гражданской идентичности
метапредметные:
универсальные учебные действия, обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться:
•
познавательные
•
регулятивные
•
коммуникативные
предметные:
- опыт получения, преобразования и применения
нового знания
- система основополагающих элементов научного знания
2. Требования к структуре содержания организации
образовательного процесса.
Структура ООП содержит 9 разделов.
3. Требования к
условиям организации образовательного процесса.
Образовательная среда предполагает
учебное и игровое пространства,
предназначенных:
- для подвижных
занятий и для спокойной работы,
- для общения и для
уединения,
- для «пробы сил» и
для демонстрации достижений,
- для поиска
информации.
Учебное пространство предполагает:
•
место учителя,
•
свободно
оформляемое место для работы
учащихся,
•
«центральное»
место для выступлений,
•
«центральная»
доска,
•
рабочие доски,
•
уголок книг и
других информационных источников,
•
аудио - и
видеоцентр, центр «письма»
•
стол с
раздаточными материалами
•
выставки, стенды
и т.п.
Таким образом, учитель начальной школы должен обладать
следующими позициями:
- Позиция учителя-профессионала
ü демонстрирует культурные образцы действий
ü инициирует пробные действия детей
ü консультирует, корректирует действия
ü ищет способы включить в работу каждого
- Позиция воспитателя
ü создает условия для приобретения детьми жизненного
опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …),
самостоятельной выработки жизненных ценностей
ü "соучастник”, "третейский судья”
- Позиция педагогической поддержки
ü оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от
проблемной ситуации, но, помогая ее преодолевать
Учитель начальных классов имеет
профессиональное мастерство
в следующем:
- проектирование учебного процесса;
- организация работы учащихся;
- оценочная деятельность;
- ИКТ – компетентность.
Основные направления методической работы в области оценочной
деятельности:
- проектирование учебного процесса с
ориентацией на «научение»;
- использование материалов
стартовой диагностики;
- создание банка заданий и учебных ситуаций для организации
познавательной деятельности учащихся, конструирование заданий;
- формирование портфеля достижений
учащихся.
Портрет выпускника начальной школы включает в себя:
- исследовательский интерес;
- коммуникативность;
- ответственность;
- саморегуляцию;
- уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Такими хочется видеть учащихся и
выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно
сформулировать следующим образом: поддерживать
и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не
прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников.
Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей
ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей,
объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.