ЛЕТО В РАЗГАРЕ! Подробнее здесь!
«Новая школа» рассылка для педагогов Выпуск 9
Здравствуйте, коллеги!
Темы выпуска:
1. Актуальные вопросы школьного образования. 2. Блог как инструмент образования. Зачем учителю блог 3. Конкурс «Мультимедиа урок в современной школе». Проблемы, над решением которых работают эксперты 4. Педагогика сердца 5. Летние скидки на все дистанционные курсы Моего университета!
Актуальные вопросы школьного образования К дебатам "10 актуальных вопросов современной школы"
Продолжаются дебаты "10 актуальных вопросов современной школы". Подробнее о дебатах Вы моете узнать на сайте факультета «Реформа образования» Моего университета: http://www.edu-reforma.ru/forum/10-44-1
В настоящее время на форуме Клуба педагогов продолжается обсуждение вопроса: «Ученик – субъект или объект обучения?»
Предлагаем Вашему вниманию точку зрения Татьяны Семенюк, учителя информатики школы-интерната п. Эвенск Магаданской области, участницы дистанционного курса «Эффективные педагогические технологии» и комментарий Надежды Лимонниковой, учителя истории средней школы п. Эдучанка Иркутской области, члена редакционной коллегии рассылки «Новая школа» Моего университета.
Татьяна Семенюк:
Меня очень волнует вопрос духовности в нашей системе образования. И.А.Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным, а проф. М.И.Андреев сравнивает образование без воспитания с домом на песке.
Для прочного строения нужен фундамент – воспитание и есть этот фундамент. А как мы, педагоги, им занимаемся? Со времен крещения Руси до революции 1917 года было все ясно – вера Православная давала четкие жизненные ориентиры. Советская власть, пытаясь стереть в порошок (даже в буквальном смысле – Царская Семья) Православную веру, заменила веру своим идеологическим цементом, замешанным на православных традициях. А что сейчас? В условиях плюрализма, какой пример для воспитания у самих учителей? – Кто во что горазд.
Ученика можно сравнить с растущим деревом. Тогда воспитатель – это садовник. А у учеников 5-11 классов множество садовников. И если каждый из них будет по-своему ухаживать за деревом, не обращая внимания на то, как это делает другой садовник, то каково будет дереву? А если еще при этом по телевизору говорят совсем несовместимые с нравственностью «истины», и тексты песен дискотек прямым текстом возвышают низменные качества человека? Поэтому ничего удивительного в том, что нынешние выпускники так духовно бедны, если не сказать жестче.
Сейчас много говорят об общечеловеческих ценностях, которых на самом деле, по моему глубокому убеждению, не существует. Любые человеческие ценности имеют религиозные корни, так как всегда связаны с верой.
Еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей, это – объект изучения школьника. Сейчас говорят о том, что школьник должен превратиться в субъект обучения. Хорошо, просто замечательно, так как все, без исключения, дети любят учиться и делают это, как настоящие ученые. Но вопрос в том, что дети, как и взрослые, любят и жаждут изучать один единственный объект, знание которого заменит знания всего мира. Этот объект – Сам человек. Свое Я – наиболее интересный объект изучения, и над распознаванием этой великой тайны любой школьник готов работать день и ночь, что он и делает, получая при этом такие шишки…
Ребенку не интересны никакие наши задачи, если они прямо или косвенно не связаны с изучением его собственного «Я». Иногда это просто хотя бы мотив типа «А смогу ли я сделать то или это?» Но если за этим мотивом ничего (или никого) не стоит, то рано или поздно он иссякнет.
А какие знания о человеке даем мы в школе? Прежде всего, фрагментарные, разобщенные и зачатую противоречивые. Ребенок с его верой в авторитет не переваривает еще противоречивые знания, мы просто при этом теряем в его глазах авторитет.
А какие предметы рассказывают ребенку о его «Я»? Биология говорит о том, что человек произошел от обезьяны. Замечательная пища для ума! Особенно если учесть, что сам Дарвин критиковал свою теорию.
Литература говорит больше о других людях. Психология – слишком сложно, да и на какой из огромного множества теоретических школ остановиться?
Вот и получается, что мы изучаем строение парохода, инструменты и способы управления им, а вот в какую сторону плыть – очень туманно или просто умалчиваем…
Комментарий Надежды Лимонниковой.
Любое мнение имеет право на существование. Это для человека, который высказал его, ступенька к пониманию своего места в образовании. Я, когда читаю такие мнения, вспоминаю себя в подростковом возрасте. Литература заменила мне психологию. Она помогла мне не только всмотреться в окружающих, но и в себя. Помогла понять, что при отсутствии психологической литературы (помню, только одна книжка по самосовершенствованию попалась тогда и я зачитала её до дыр) это был единственный выход. Сейчас психология – это совершенно несложно, потому что психологические теории здесь ни при чём. Существует масса научно-популярных книг по психологии для детей начиная с первого класса, которые провозглашают ценности общечеловеческие и позволяют вглядеться в мир, в жизнь, понять, какой ты. Одна сказкотерапия чего стоит.
Православная вера, без сомнения, это прочный фундамент. Но он прочный только тогда, когда в семье из поколения в поколение он укрепляется. При этом не надо забывать, что именно в подростковом возрасте переживается такой по своей силе протест против религии и Бога вообще, который дети переживают очень остро и болезненно. В литературе и дневниках многих писателей эти моменты отражены очень ярко. Да, потом многие из них возвращаются в лоно церкви. Но как пример истинной веры для меня всё-таки остаётся Л.Н. Толстой с его «Исповедью», который описал свои поиски истины, жизненной опоры, и за это его надо было отлучать от церкви?
Вообще, ребёнка нельзя ограждать от жизни. Пусть его воспитывают разные люди, с разными ценностями, с разными убеждениями, по-разному, кто во что горазд. Когда дети воспитываются одинаково, это удобно только одной организации – государству. Такими людьми легко управлять. То же самое можно сказать и о православной церкви до 1917 года. Она была удобным инструментом управления гражданами. Может быть, если бы церковь жила по букве Нового завета, а не по велению самодержцев, многое можно было предотвратить. Кстати, и на совести церкви тоже есть немало преступлений, которые имели место быть по её молчаливому согласию.
Коллеги, каково ваше мнение по обсуждаемому вопросу? Присоединяйтесь к дебатам! http://www.edu-reforma.ru/forum/10
Для участия в дебатах и работе Клуба не забудьте, пожалуйста, зарегистрироваться на сайте Факультета "Реформа образования" (если вы еще не зарегистрированы). Страница регистрации: http://www.edu-reforma.ru/index/3
Блог как инструмент образования
Зачем учителю блог
Слово блог появилось в декабре 1997 года, когда Йорн Баргер предложил называть «Интернет-дневник» кратко веблог. Слово прижилось, но в 1999 году потеряло две буквы. Произошло это из-за того, что Питер Мерхольц расщепил неологизм надвое. Получилось выражение we blog – «мы делаем блог». В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» – сетевой дневник – словом года.
Массовое признание пришло к блогам тогда, когда у каждого появилась возможность быстро и бесплатно завести личный блог, и для этого стало не обязательно быть опытным пользователем Интернета.
Сегодня блоги используются не только для личных целей. Они перестают быть просто личными дневниками отдельных людей. Спектр возможностей блоговедения расширился. Крупные компании открывают свои блоги и стремятся сотрудничать с блоггерами, которые с положительной стороны зарекомендовали себя в Интернете. Блоги используются как обучающая площадка, как средство для рекламы, как площадка для демонстрации своих умений в той или иной области, как способ зарекомендовать себя экспертом в каком-либо вопросе или сфере жизни. Можно долго перечислять функциональные возможности блогов. Главная из них – расширение пространства общения.
Для общения, конечно, существует масса других возможностей – форум, чат, ICQ. Но блог – это личное пространство человека, которое он обустраивает сам, которое даёт представление посетителям о личностных и профессиональных качествах автора.
Зачем же блог учителю? Причин очень много.
Представить себя как профессионала гораздо проще в блоге. Многие учителя создают сайты. Мои попытки сделать это, к несчастью, провалились. Даже когда на Народе я сделала сайт Интернет-урока на конкурс, через несколько месяцев его у меня закрыли, потому что он нужен был в неизменном состоянии. А правила этого не позволяют. С блогом всё гораздо проще. Его легче завести, легче пополнять и развивать, для начала практически не требуется никаких специальных знаний и умений. Они придут в процессе работы с блогом. Технические характеристики совсем не отличаются от характеристик сайта.
Педагоги создают блоги не только для себя лично. Сейчас в Интернете есть блоги классов, проектов, методических объединений, сообществ учителей того или иного предмета.
Используются блоги и в образовательном процессе. Педагоги задают домашние задания через блог и принимают их там же. Обсуждают с учениками проблемы, которые были затронуты на уроке.
Вы думаете всё это уроки информатики. Нет. Даже учителя начальных классов создают для работы с учащимися блоги.
В блоге можно разместить не только текстовую информацию. Есть возможность выложить в блоге слайд-шоу, презентацию, видео.
Что ещё может сделать учитель в своём блоге, решит он сам, когда внедрит этот инструмент в первую очередь в свою жизнь. А процесс этот интересный, особенно, когда получаешь отклик на свои размышления.
Надежда Лимонникова, Мой университет
Уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас вести свои блоги на сайте Факультета «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/ и участвовать с ними в конкурсе "БлогоРазумие". Читателями ваших блогов будут ваши коллеги-педагоги из разных уголков России и других стран, ведь именно они – основные посетители сайта «Реформа образования».
Ознакомиться с правилами открытия и ведения блога вы можете здесь: http://www.edu-reforma.ru/index/0-29. Подать заявку на открытие блога можно здесь: http://www.edu-reforma.ru/index/0-27, и мы оперативно предоставим вам доступ к собственному блогу!
Конкурс «Мультимедиа урок в современной школе»
Проблемы, над решением которых работают эксперты
Мы уверены, что Вы с нетерпением ждете начала основного этапа второго профессионального конкурса «Мультимедиа урок в современной школе». Как Вы знаете, в настоящее время идет организационный этап конкурса и работают экспертные комиссии. Поскольку их работа идет «за кулисами», а мы стремимся быть максимально открытыми во всех вопросах конкурса, мы решили рассказать Вам о тех процессах, которые происходят на организационном этапе конкурса сейчас.
Подробней о конкурсе: http://www.edu-reforma.ru/index/0-17
Работа экспертов началась совсем недавно. В середине июня педагоги, пожелавшие оценивать работы, получили от организаторов конкурса приглашение на форум. И работа буквально закипела.
Ветка форума, на которой обсуждаются общие вопросы конкурса, содержит в себе 23 страницы и более трёхсот сообщений. Там идёт дискуссия по различным вопросам. Сначала эксперты вносили изменения в Положение предыдущего конкурса и перелопатили его вдоль и поперёк. Затем разработали критерии, по которым будут оцениваться конкурсные работы. Первоначально критериев было семь, теперь их уже девять. При этом один из критериев должен отражать, по мнению экспертов, особенность того или иного направления.
Обсудили и самую острую проблему современности – плагиат. Оказывается, некоторые эксперты напрямую в своей профессиональной деятельности столкнулись с этим явлением. Участвуя в конкурсах, некоторые педагоги используют чужие разработки не с целью ознакомления, а выдавая их за собственное изобретение, тем самым, нарушая авторские права. Будем надеяться, что в конкурсе этого года таких недоразумений не произойдёт и экспертам не придётся обличать конкурсантов в нарушении авторских прав.
Самой активной экспертной группой, конечно же, стали учителя информатики. Они первыми выбрали Председателя группы.
Сейчас по их инициативе на форуме путём голосования выбирается проблема, которая будет решена вторым конкурсом.
Но, не смотря на свою активность, эксперты с нетерпением ждут тех экспертов, которые задерживаются по многочисленным причинам и не выходят на связь в такой важный для конкурса момент.
В настоящее время список экспертных комиссий Конкурса обновлен, в него добавлены эксперты, подавшие заявки до 10.07.2009. Со списком экспертов Конкурса можно ознакомиться на сайте: http://www.edu-reforma.ru/index/0-17
Набор экспертов Конкурса продолжается! Уважаемые педагоги, приглашаем вас присоединиться к работе экспертных комиссий!
Если вы заинтересованы в участии в Конкурсе-2 в качестве эксперта, пожалуйста, заполните анкету и пришлите ее на адрес moi-universitet@yandex.ru
Скачать анкету можно здесь.
Мы будем признательны, если вы предложите заполнить данную анкету всем своим коллегам, которые могут быть заинтересованы в участии в работе экспертных комиссий*.
*Организаторы конкурса оставляют за собой право отбора экспертов, приславших анкеты.
Педагогика сердца
Уважаемые, коллеги! Работа педагога – это не просто профессиональное исполнение тех ли иных действий, это целая жизнь, наполненная чувствами, эмоциями, поступками и решениями. Сколько разных событий происходит каждый день в жизни любого педагога! Сколько юных лиц и душ ждут, впитывают, надеются рядом. Именно поэтому мы открываем новую рубрику в нашей рассылке «Педагогика сердца».
Педагогика сердца - такое определение педагогике дали два великих человека Януш Корчак и В.А. Сухомлинский. Секрет этой науки прост – работая с детьми, нужно чувствовать сердцем и все свои действия сверять с ним. Учитель приходит на урок не для того, чтобы передать знания и подготовить к ЕГЭ. Без сердца ни то, ни другое не будет сделано или получится плохо. На урок мы приходим к живому человеку, к конкретному человеку. Именно ему мы должны передать знания и подготовить к ЕГЭ. Только сердцем мы можем помочь вырасти маленькому человеку в большого. Он будет не таким, каким мы его хотим видеть. Сердце подскажет нам, что это правильно. Мы старались дать самое лучшее, и он брал только то, что было передано сердцем, и он отдавал нам своё внимание и мудрые мысли, которые посещали только его. Вот она благодарность учителю. Другой не нужно.
Ситуация педагогического вдохновения. Было ли с вами такое, когда на уроке или в жизни создавались такие взаимоотношения с детьми, благодаря которым непроизвольно само собой происходило воспитание и обучение и детей, и взрослого? Поделитесь такой историей и пришлите ее, пожалуйста, нам, а мы с помощью новой рубрики рассылки «Новая школа» обязательно расскажем о ней Вашим коллегам! Добро пожаловать с Вашими историями по электронному адрес: nwl31@rambler.ru
А пока я хочу рассказать свою историю.
Шестиклассница Вика. После уроков она остаётся в школе: у неё занятия по музыке. Сидит, насупившись, в ожидании назначенного часа. На расспросы грустно сообщает, что ей надоела эта музыка, а ещё целый год заниматься. Я долго её убеждала. Все мои доводы ни к чему не привели. Решали проблему по-другому: написали сказку, в которой превратили учительницу в скрипичный ключ, сделали её доброй и ставящей только хорошие оценки и назад превратили в человека. Вздохнули с облегчением и отправились на очередное сольфеджио. Вика не станет музыкантом. Но теперь она знает, как неприятное занятие хоть капельку сделать приятным, потому что всё-таки весело вспоминать, как сочинялась сказка. А я до конца учебного года больше ни разу не видела её грустной в моменты томительного ожидания уроков музыки.
Надежда Лимонникова,
Мой университет
Летние СКИДКИ на ВСЕ дистанционные курсы Моего университета!
Только с 25.06 по 31.07.2009 и только для Вас скидка 15% на ВСЕ дистанционные курсы в Моем университете!
1. Дистанционный курс «Эффективные педагогические технологии» - прежняя цена – 7935 рублей, новая цена – 6745 рублей. Подробнее: http://www.moi-universitet.ru/effective-school2
2. Дистанционный курс «Современное педагогическое проектирование» - прежняя цена – 7820 рублей, новая цена – 6650 рублей. Подробнее: http://www.moi-universitet.ru/effective-school1
3. Дистанционный курс «Эффективная мотивация обучающихся» - прежняя цена – 7360 рублей, новая цена – 6260 рублей. Подробнее: http://www.moi-universitet.ru/effective-school3
4. Дистанционный курс «Разработка курсов дистанционного обучения» - прежняя цена за базовый курс – 7680 рублей, новая цена – 6530 рублей. Прежняя цена за углубленный курс – 9430 рублей, новая цена – 8020 рублей. Подробнее: http://www.moi-universitet.ru/dk_do
О скидках на другие дистанционные курсы можно узнать на сайте: http://www.moi-universitet.ru/do/skidki/
Не упустите уникальную возможность получить максимум полезных знаний и умений и сэкономьте более 1000 руб.! http://www.moi-universitet.ru/do/skidki/
После обучения на Дистанционном курсе «Эффективная мотивация обучающихся», у меня появилось чувство уверенности. Надеюсь, что эта уверенность, сложившаяся после интересного и эффективного пути по дороге изучения Мотивации, будет мотивировать меня в дальнейшем. И всё получится.
Меня радует еще один результат обучения: я оценила дистанционное обучение, благодаря учебе на ДК ЭМО.
Всегда относилась к ДО настороженно. Попробовав, убедилась – работает! Даже имеются преимущества перед традиционным методом: возможность самостоятельно распоряжаться временем, выстраивать собственную траекторию обучения и общаться с преподавателем не так формально, как, скажем, в классе!
Спасибо!
Марина Гусельникова, выпускница дистанционного курса "Эффективная мотивация обучающихся"
С отзывами других выпускников дистанционных куров можно познакомиться здесь: http://www.moi-universitet.ru/do/results/page1/
|
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в развитии рассылки "Новая школа".
Задавайте вопросы о школьном образовании, присылайте свои ответы, размышления, рассуждения, иную актуальную и полезную для педагогов информацию. Мы будем публиковать ее в нашей рассылке.
Присылайте свои материалы на адрес: do.ecopro@gmail.com
Всего вам доброго и успехов!
С уважением, Команда Образовательного портала Мой университет
http://www.moi-universitet.ru/ http://www.edu-reforma.ru/
______________________________________________________________
© Международный Институт Развития "ЭкоПро", 2009 Экспертиза, Консультирование, Обучение – Профессионально!
|