В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России все более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природоиспользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой. Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Идея целостности в экологическом образовании может быть реализована при концептуальной интеграции основных подходов: • Целостности педагогической системы на уровне целеполагания, задач, прогнозируемых результатов; • Целостности содержания на основе усиления интегративных процессов и системного подхода в образовании; • Целостности педагогических технологий, проявляющихся в единстве когнитивных, ценностных, эмоционально-образных и деятельностных аспектов познания окружающего мира. Важное место в обеспечении указанной целостности может быть отведено введению в образовательный процесс надпредметных интегративных модулей. Осознание мира как целостности - относительно новая ментальная парадигма, определяющая сегодня наше миропонимание, ценностные ориентации и мышление. Центральные отношения, определяющие данную методологию, составляют отношения в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и человек». Экологическое образование младших школьников в системе общего развития Л. В. Занкова ориентировано на работу по программе Н. Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова « Окружающий мир», с учебником «Мы и окружающий мир» этих же авторов. Представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний является ключевым требованием системы общего развития Л.В. Занкова. При изучении курса обогащается социальный опыт ребенка. Экологическая направленность способствует воспитанию бережного отношения к природе, что заложено в раскрытии многообразия живой и неживой природы; зависимости между её частями (взаимосвязи растений, животных и человека, связи живой и неживой природы); роли тепла и воды для расселения всего живого по природным зонам земного шара; сезонных явлений в природе; человек часть природы, обусловленности форм и функций органов; связи человека с окружающей средой, охраной природы. Связь изменений в неживой природе с изменениями, происходящими в жизни растений и .животных; прослеживание закономерных связей живой и неживой природы; рассмотрение природы в состоянии непрерывного движения и изменения, обновления и развития. Организм человека и его здоровье. Изучение жизнедеятельности человеческого организма в связи с явлениями окружающей сред (управление организмом и успешная адаптация к окружающей среде). Наряду с этим дети получают необходимые знания о безопасной жизнедеятельности, узнают, как вести себя во время получения различных травм: ожог, обморожение, кровотечение и др. Формы организации урока самые разнообразные: семинар, игра, экскурсии, групповая работа, работа в парах. В ход урока включаю разнообразные задания: отгадывание загадок, объяснение пословиц, занимательные задания, практическая работа, составление схем, плана, распределение понятий на группы, исключение «лишнего понятия». Разгадывание ребусов, блиц-опросы, тесты помогают проверить знания детей. В своей работе использую технологию проблемного обучения, что активизирует самостоятельную деятельность учащихся, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развиваются мыслительные способности. Ребята с удовольствием готовят дополнительный материал в виде докладов, рефератов, сочинений, кроссвордов. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств лучше всего на экскурсии. В этом году 4-е классы посетили «Экологическую тропу в Хвалынском национальном парке», где мы знакомились не только с сезонными изменениями в живой природе, но и получили оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и укрепление физического здоровья. Состояние гармонии, душевного равновесия благотворно влияло на здоровье ребенка, становление его нравственности и экологического мышления. Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать красоту мира рождало в душе ребенка чувство причастности к окружающему, формировало его личную ответственность за происходящее, воспитывало потребность в добром поступке. Дети с интересом слушали экскурсовода и открыли для себя много нового: растения и их полезные свойства; ядовитые растения; мир животных парка и взаимосвязи с окружающей средой; взаимодействие святых источников с человеческой деятельностью. После экскурсии были проведены интегрированные уроки, оформлены фотоальбомы, снят фильм, делились впечатлениями с родителями. Это позволило сохранить эмоциональный фон, что важно для эстетического, экологического и нравственного воспитания
.МОУ «Гимназия №2» Г. Балаково Учитель: Енина Елизавета Валентиновна
|