На пути к пониманию ребёнка. Лекция для родителей « Агрессия детей – как избежать этого». учитель начальных классов: Иванова Екатерина Семёновна. МОУ «Гимназия№2» г.Балаково Саратовской области Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Каждый из нас не раз сталкивался с проявлениями агрессии у маленького ребёнка. Совсем не редкость такие жалобы: «Мой малыш дерётся, с ним невозможно выйти на детскую площадку», «иногда и нам, взрослым, от него достаётся» или «в доме не осталось ни одной целой игрушки, он всё ломает». Важно понять, что стоит за подобными проявлениями. Особенности ли возраста, нервной системы, воспитания, семейной обстановки? Психологи считают, что основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, является, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Важно ответить на вопрос - для чего нужна агрессия, какие чувства выражает ребёнок посредством разрушительных действий, крика, а порой и молчаливого сопротивления. Чёткого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребёнка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Однако существует защитная форма агрессии, за которой стоит ощущение небезопасности, тревожность, страхи. Причин для этого очень много: положение в коллективе, отношение к ребёнку сверстников, взаимоотношение с учителем, воспитателем и т.д. Уныние, скука, апатия, депрессия лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний. Отрицательные эмоциональные состояния содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы. Прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание. Как правильно реагировать на вспышки гнева, нужно ли наказывать, какие произносить слова и как действовать, чтобы успокоить ребёнка? Без сомнения, надо научить выражать агрессию в приемлемой, безопасной для окружающих форме, главное понимать, что агрессия - это неотъемлемая часть эмоциональной жизни, основная форма общественного поведения. Эту мысль можно развить, сказав, что человек как существо общественное (или политическое, если вспомнить Аристотеля) постоянно нуждается в ритуализации агрессивного поведения, то есть постоянно нуждается в смехе. Воспитание – очень трудное дело. Невозможно предвидеть и запрограммировать все ситуации. Формирование характера не обходится без противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, неожиданные результаты не вызовут негативных реакций. Каждому взрослому необходимо помнить, что спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии, акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка, контроль своих собственных негативных эмоций, снижение напряжения ситуации, обсуждение проступка после успокоения сторон, сохранение положительной репутации ребёнка, демонстрация модели неагрессивного поведения помогут погасить негативные эмоции. Если семья помогает ребёнку преодолеть трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.
|