Читательская конференция «Мы – сверстники Тимура» по книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне) 4 класс Подготовили и провели: · учитель начальных классов МОУ «Гимназия№2» Сычева Людмила Викторовна; · заведующая библиотекой МОУ «Гимназия №2» Неевина Татьяна Геннадьевна. Цели: Ø развивать познавательный и читательский интерес, устную речь учащихся; Ø воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм. Оборудование: 1. Портрет А.П.Гайдара 2. Выставка книг писателя. 3. Выставка «Мы читаем и рисуем» (иллюстрации и отзывы учащихся к книге А.Гайдара «Тимур и его команда») 4. Компьютер. 5. Видеопроектор. 6. Бумажные красные звезды для всех участников. Ход конференции 1. О Гайдаре и его книгах Родился Аркадий Гайдар (Голиков) в городе Льгове, ныне Курской области, в семье учителя. Отец писателя, Петр Исидорович, был крестьянином. Мать, Голикова Наталья Аркадьевна, в девичестве Салькова, доводилась пра-правнучатой родственницей М.Ю.Лермонтову. В 1910 году — семья Голиковых переезжает в Нижний Новгород. А в 1912 году — Голиковы перебираются из Нижнего в город Арзамас. Здесь проходит детство будущего писателя. Не по годам крепкий, увлекающийся и озорной, Аркадий скоро стал, по его признанию, «самым главным организатором всякого баловства». Его сестра Наталья вспоминала: «Родители не очень стесняли нас в наших детских играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии, чтобы мы сами за собой убирали, и это условие выполнялось нами как закон. Коноводил, конечно, Аркадий – и как старший, и как мальчик, и как выдумщик каждый раз новых интересных игр. Часто играли в путешествия, и у нас уже тогда существовало выражение «в дальние страны»… Но главным увлечением мальчика было чтение. В доме Голиковых было много книг. В семье всегда читали, учились и много знали. Наталья Аркадьевна свободно говорила по-французски, увлекалась поэзией. И она, и муж сочиняли для своих детей стихи. Не случайно в реальном училище, куда Аркадий поступил в 1914 году, любимым предметом стала словесность. Имея большие способности и феноменальную память, за уроками сидел мало. Ещё одним страстным увлечением был театр. Аркадий Голиков участвовал почти во всех любительских спектаклях. В 1914 году Аркадий Голиков поступил в первый класс реального училища. В это лето началась Первая мировая война, и в середине августа отца забрали на фронт. Мать, окончившая фельдшерские курсы, много работала в больнице, куда прибывали раненые с фронта. Аркадий очень тосковал по отцу, почти через день писал ему письма и даже решил убежать к нему на фронт. Но попытка закончилась неудачно, мальчика вернули домой. Осенью 1918 года — начинается Гражданская война. Аркадий Голиков приходит в Красную армию. Февраль — август 1919 года — учеба на Киевских командных курсах Красной Армии. По окончании учебы Гайдар получает в командование роту. Этот же год — ранение, контузия. Февраль 1920 года — Аркадия Голикова отправляют в Москву, в Высшую стрелковую школу командного состава. Учеба продолжается месяц, после чего приходит назначение на Кавказский фронт. Весной и летом 1920 года Аркадий Голиков командовал 4-й ротой 2-го батальона, который располагался южнее г.Сочи. 17 февраля 1921 года он назначен командующим 23-м запасным полком, насчитывающим около 4-х тысяч штыков. В июне 1921 года подписан приказ о назначении Аркадия Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Ему было 17 лет и 5 месяцев. В списках полка значилось 2879 человек. Второе ранение. Февраль 1922 года — перевод в Сибирь. Через несколько месяцев — назначение командиром боевого района по борьбе с бандитизмом. Тогда же Гайдар начинает писательскую карьеру, пишет повесть «В дни поражений и побед». Он прошёл всю Гражданскую войну и думал оставаться в армии на всю жизнь. Но раны и контузии оставили тяжёлые следы. Продолжать службу в Красной Армии он не мог и в 1924 году по должности командира полка был уволен в резерв. После демобилизации Голиков приезжает в Ленинград. Входит в круг советских писателей. Он начинает писать детские книги. «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель - десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что не так давно таким же подростком был я сам». Вскоре появляется псевдоним – Аркадий Гайдар. Что значит это слово? Точно не знает никто. Сам Аркадий Петрович толкования не оставил. По одной версии так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда. По другой – это первые буквы фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса», составленной на французский лад: «Г.А-Й. д’Ар». Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», но особую любовь мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда», породив знаменитое детское тимуровское движение. Гайдар и сам был таким, как герои его книг, - смелым, честным, не знавшим страха в бою. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань—Киев Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Леплява Каневского района Черкасской области (Украина). В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе. 31 декабря 1963 года – Аркадий Гайдар посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Аркадий Гайдар крепко любил свою родину, и поэтому постоянно защищал её на фронтах и в своих книгах. Но не меньше, чем свою страну, он любил ее подрастающее поколение. Хотел, чтобы ребята выросли смелыми, правдивыми и гордыми, как Тимур Гараев – главный герой последней его книги. Во все времена люди задавали себе одни и те же вопросы: как жить? Что делать? Своей повестью «Тимур и его команда» писатель дает ответы: люби Россию, не сиди, сложа руки, займись настоящим делом, приносящим пользу людям. Уважай дисциплину, прояви изобретательность, благородство. Учись жить в коллективе, умей отличить друзей от врагов. Ну, так ведь лучших правил для вас, молодых, живущих в XXI веке, не придумать! Хочешь чего-то в жизни добиться, следуй им, и у тебя все получится. Как получалось это у самого Гайдара, который и был главным героем этой книги. Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер как солдат. ( сопровождается показом презентации, прилагается) 2. Учитель: - Сегодня мы будем говорить о Гайдаре, о его книге «Тимур и его команда», о Тимуре, славных делах его команды, о настоящей дружбе и помощи. Появилась эта книга своевременно, накануне Великой Отечественной войны. В своем дневнике Гайдар писал: « Сегодня начал повесть. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Бельгии. Немцы наступают на Париж». Через год гитлеровцы вторглись в нашу страну. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Наступило трудное, горькое, но и героическое время. Встал вопрос: что же должен делать каждый? Этот вопрос встал и перед детьми. Повесть о Тимуре помогла детям найти ответ на этот вопрос. В городах и селах, в школах, во дворах возникали тимуровские команды. Тысячи ребят, подражая герою книги, помогали семьям воинов, чем могли. Давайте вспомним с вами: - Где и когда происходит действие повести? - Кто главные герои? - Что их объединяет? Почему им было интересно вместе? - Где мы впервые встретились с Тимуром? 3. Инсценировка отрывка «В штабе». Стр.31со слов: «Очень страшно. Этот чердак был обитаем» до слов: «я не знаю какой у солнца первый, какой второй, но он проспит обязательно, - упрямо продолжил Гейка». (А.Гайдар «Тимур и его команда». – М.: Детская литература, 1986). 4. Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста: - Какие же добрые дела совершали ребята? - Почему командиром был Тимур? - Кто его противник? Почему? 5.Инсценировка отрывка «Встреча Тимура с Михаилом Квакиным» Стр.39 со слов: «Легко помахивая сорванной веткой, Тимур шел Квакину наперерез» до слов: «А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний». (А.Гайдар «Тимур и его команда». – М.: Детская литература, 1986). 6.Учитель: - Какой же он, Тимур? - Почему сегодня мы обращаемся к далекому прошлому ваших сверстников? Ч ем оно нам интересно и сейчас? 7. Отзывы о прочитанной книге. Бич Анастасия: Аркадий Гайдар написал прекрасную повесть о храбрых ребятах, которые боролись за справедливость. Тимур был честным, бесстрашным, как и все ребята. Я считаю, что эти качества достойны восхищения. Я полагаю, что каждый человек должен воспитывать в себе эти качества. Женя вступила в их команду, и они вместе стали бороться за справедливость. Меня восхищает смелость Жени. Мне бы очень хотелось быть на нее похожей. Я уверена, что эта повесть очень понравится ребятам всех возрастов. Глухова Ирина: «Тимур и его команда» - это вторая книга Аркадия Гайдара прочитанная мною. Первым был рассказ «Чук и Гек» о приключении двух братьев. Мне было очень интересно почитать ещё одну книгу этого автора. Действие повести «Тимур и его команда» происходит в военное время, в дачном поселке, куда Женя с сестрой Ольгой приезжают провести остаток лета. Там Женя случайно знакомится с Тимуром и попадает в его команду, группу подростков, которые втайне помогают людям, чьи близкие уехали на фронт. Эти ребята колют дрова, носят воду, складывают брёвна. Они совершают простые и добрые поступки, причём не за похвалу и не ради славы, а просто так от чистого сердца. Правда, не все взрослые это понимают. Больше всего в повести мне понравился эпизод, когда Женя играла с маленькой дочкой лейтенанта Павлова. Это говорит о том, что ребята помогают не только физически, но и морально. Главный герой книги Тимур смог собрать вокруг себя целую команду ребят. Они уважают его за честность, справедливость и благородство. Даже хулиган Мишка Квакин уважает его за гордость - «хочет плакать, а молчит». Эта книга мне понравилась, её было интересно читать. Её герои обыкновенные мальчишки и девчонки, они играли и одновременно совершали добрые и хорошие поступки. Эта книга о дружбе, сплоченности, бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Мне бы хотелось быть похожей на Тимура и обладать такими же качествами как он -благородством и смелостью. Мне кажется, эту книгу должен прочитать каждый подросток. Она учит быть более внимательным к людям, думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. Ведь добро, что ты отдаёшь, обязательно к тебе вернётся. Как сказала Ольга Тимуру в конце повести: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Савельева Елизавета Moй отзыв о книге «Тимур и его команда» начнётся как сказка: «Когда то, давным-давно, существовала пионерская организация». Если бы родители не рассказывали мне о своём детстве, я никогда и не подозревала бы об этом, быстро всё забывается, некоторые дети даже не знают, как жили их родители, когда были в таком же возрасте, как они. А были у их родителей в 9-10 лет такие идеалы, как великий вождъ всех времён и народов товарищ Владимир Ильич Ленин, партия коммунистов, пионерские отряды. Ведь как интересно было жить нашим родителям - в 3 классе начинали принимать в пионеры. Первыми принимали отличников, потом хорошистов, а двоечники о красном галстуке могли только мечтать. Даже клятва была при поступлении в пионеры. К сожалению, за давностью лет, родители её не помнят, да и как-то резко изменились идеалы, незачем стало помнить, но слова, произнесённые в торжественной обстановке:- «Пионер, будь готов!» и ответ: - «Всегда готов!» помнит, наверное, каждый взрослый. Затем звучал гимн СССР, принятым в пионеры повязывали алый шёлковый галстук- это был торжественный миг в жизни каждого ребёнка, живущего в Союзе Советских Социалистических Республик. Воспоминания о торжественном моменте принятия в пионеры свято хранят наши родители. В книге «Тимур и его команда» рассказывается о пионерах и их благородных поступках. Компания Тимура — ребята разных возрастов с различными характерами, но есть у них одно общее и нерушимое, что сплотило их в одну команду- это доброта, порядочность и отзывчивость по отношению к окружающим их людям. Добродушный Гейкa, его подопечный малыш и хвастунишка Коля Колокольчиков, озорной Сима Симаков, хлопотунья Нюрка и, наконец, сам Тимур - добрый к ребятам и непримиримый к врагам, отзывчивый, великодушный и очень скромный мальчик - это одна команда, впитавшая пионерский идеал. Деятельность свою ребята не афишируют повсюду - они всё хранят в тайне - и помощь Нюркиной бабке, молочнице, жене лейтенанта Павлова, убитого на границе -всё делается быстро, качественно, с воодушевлением и ...молча. Читая книгу «Тимур и его команда» невольно воссоздаёшь образы героев, раскрывается перед тобой, как наяву, их полезная трудовая деятельность (и это в летние каникулы, когда все ребята отдыхают!!!). Идёт время, не стоит на месте. К сожалению, стерты все следы о пионерии, в энциклопедии удалось разыскать лишь небольшие отрывки информации об этой некогда мощной и могучей детской организации. Могу сказать напоследок лишь одно - книга «Тимур и его команда» произвела на меня огромное впечатление, пробудила интерес к истории России и к пионерии в частности. Могу с уверенностью сказать, что впоследствии с удовольствием прочитаю и другие книги Аркадия Гайдара (Голикова), узнаю ещё больше и расскажу об этом в одном из своих отзывов. Бесчастнова Даша Я с большим интересом прочитала повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Мне понравилось, как команда Тимура совершала добрые дела. Самое интересное то, что команда была тайной, так как мальчишки и девчонки не хотели афишировать свои добрые дела. А дел то было много: дрова сложить в поленницу, воды наносить в огромную бочку, найти потерявшуюся козу, а главное проучить банду Мишки Квакина и Фигуры, которая «трусливо по ночам обирала сады мирных жителей». Ещё мне понравилась эта повесть потому, что она рассказывает о наших ровесниках. Повесть «Тимур и его команда» учит тому, что надо помогать тем, кому это действительно нужно. Команда взяла под свою опеку семьи фронтовиков. Я считаю, что Тимур поступил правильно, решив создать такую команду. Я переживала за Женю: успеет ли она встретиться с папой, заехавшим всего на три часа в Москву, чтобы повидать своих дочерей. Но когда рядом с Женей такие надёжные и верные друзья, такая дружная команда, то нет ничего невозможного! 7. Стихотворение Л.Татьяничевой. Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому! 8. Учитель: Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее бескорыстно, не ради награды. Пусть это что-то маленькое, но такое, от чего на душе другому человеку стало приятно, а у вас на душе - теплее. У вас на столе у каждого лежит красная звездочка. Напишите на ней кратко, какое доброе дело вы сделали. Читать вслух мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская мудрость «Кто добр поистине, добро творит в молчании». В этом году отмечается 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Участников тех далеких событий осталось немного и они нуждаются в нашей помощи, как когда-то нуждались люди в помощи мальчишек и девчонок из команды Тимура. Постарайтесь быть рядом с ними в трудную для них минуту.
Материал интересный, позновательный . Много информации, которой дети самостоятельно не узнают. Такие уроки нужны, т.к. великие люди, как А.П. Гайдар, продолжают жить в своих произведениях и воспитывать в нас все самые лучшие человеческие качества