Главная » 2009»Декабрь»21 » Развитие логико-алгоритмического мышления у младших школьников на уроках математики
Развитие логико-алгоритмического мышления у младших школьников на уроках математики
17:40
Развитие логико- алгоритмического мышления у младших школьников на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ№22» г. Балаково Васиной Татьяны Петровны. В концепции модернизации образования приоритетной целью призвана развивающая. Рассматривая развивающие возможности математики, в большей степени говорят о развитии логического и алгоритмического мышления. Как же можно реализовать логико-алгоритмическую линию при изучении математики в начальных классах. На первых уроках в 1классе выясняю с помощью контрольных вопросов, правильно ли дети понимают смысл слов и, или, все, каждый, некоторые. На данном этапе учащиеся учатся строить верные высказывания, используя слова-связки (и, или). Важно, чтобы учащиеся овладели приёмом сравнения на качественном уровне (нахождение общих признаков, признаков отличия, нахождение лишних предметов, фигур). Для развития логического мышления необходимо умение узнавать предмет по данным признакам, устанавливать отношения общего и частного, умение распределять предметы по определённым признакам в группы (группировка предметов) или выделять признак. Таким образом формируется у детей способность выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация. Как уместно звучит пословица «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения. С этой целью предлагаются задания на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями. Такие задания в практике обычно называют логическими. Логические задачи разнообразны: -задачи на соответствие и исключение неверных вариантов; -задачи на упорядочивание множеств; -турнирные задачи; -числовые ребусы; -задачи о лгунах; -игровые логические задачи; -игры мудрецов. Все виды логических задач можно успешно использовать на уроках и в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления. Они способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. На основе логических знаний и умений осуществляется формирование алгоритмической грамотности учащихся. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Алгоритм мышления является частью научного взгляда на мир. Школьная математика должна быть доступной и понятной каждому ученику. У него не должно возникать вопроса: «А зачем это надо знать?» Поэтому на уроках математики использую сведения из разных областей. Математика и информатика имеют больше всего точек соприкосновения. С первого класса изучение информатики ведётся по учебникам А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах» (безмашинный вариант). Ведущим в ходе изучения информатики является алгоритмический аспект. Знания по информатике по теме «Алгоритмы» способствуют формированию у учащихся алгоритмического мышления. Учащимся доступны следующие способы описания алгоритмов: -развернутое словесное описание; -таблица; -граф – схемы; -блок – схемы. В 1классе рассматриваются линейные граф – схемы. Если граф - схемы, описывающие линейный процесс, можно использовать уже при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10», то блок – схемы, описывающие разветвлённый и циклический процессы, – позднее, при рассмотрении концентра «Сотня»,так как ученики овладевают приёмами устных вычислений и возможности применения блок – схем здесь шире. Наша балаковская поэтесса Т. Д. Юрина писала: Меняется время И игры меняет. Мой внук на компьютере Уток стреляет. И джойстик привычен, Как мел или лук, И в комнате слышен Компьютера звук. Мы тоже играем на уроке. Вычисления и рассуждения проводим в форме игры «Наш компьютер числовой – поработай головой!» Алгоритмический подход к решению наблюдается во многих видах задач. Большинство предлагаемых из них в начальной школе имеет алгоритмическую структуру и очень часто достижение результата действий зависит от того, насколько решающий осознаёт её. Поэтому здесь важно выявление способа решения задачи. С целью выявления способа действий полезны комбинаторные задачи. Комбинаторика – раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов множества. Особенность этих задач в том, что они имеют не одно, а множество решений и при их решении необходимо осуществлять перебор в рациональной последовательности. После изучения темы «Дерево возможностей» по информатике в игровом материале, такие задачи решаем способом перебора с помощью дерева возможностей на числовом материале. Задания по информатике можно и нужно применять на математике. При решении некоторых комбинаторных задач формируются умения использовать разные виды графовых схем. Дети учатся переводить условие задачи на графический язык. Работа по формированию логико - алгоритмического мышления приносит свои результаты. Прежде всего – это интерес учащихся к математике. Ребята с большим желанием принимают участие в школьной математической олимпиаде и в международном конкурсе «Кенгуру». Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть небольшие, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ученика развивающе, стимулируют интерес. Проанализировав олимпиадные задания, следует отметить, что подбираются они по следующим направлениям: -числовые ряды, закономерности, ребусы; -«текстовые» задачи (классические арифметические задачи); -логика (в том числе алгоритмизация); -геометрия (задачи на наглядно – образное мышление: «разрезалки», «складывалки», «развёртки» и т. д.) -комбинаторика (задачи на перебор вариантов); -творческие задания. Система заданий, предлагаемых на уроке математики с целью формирования логико – алгоритмического мышления является оптимальной формой работы с младшими школьниками. Задания: повышают развитие логического мышления учащихся; вооружают их навыками решения нестандартных задач: значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах; формируют эмоциональную восприимчивость; формируют практические умения по решению жизненных задач. Работа по развитию логического и алгоритмического мышления проходит не только на уроках, а также и на внеклассных занятиях с детьми, у которых проявляются математические способности и интерес.