Жизнь ребенка и его успехи в школе. (родительское собрание в 1 классе) 1. тест (на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет» ) Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка. Я приучаю ребенка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью) Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.) Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, экскурсии и т.д. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом) Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок и т.д. Оценка теста: посчитать количество баллов (каждый ответ «да» - 1 балл), разделить полученную сумму на десять, получаем среднее число 1-й уровень (1-0,7) Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении. 2-й уровень (0,6-0,4) .У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезмерно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Надеемся, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания. 3-й уровень (0,3-0) В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена его усилий собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии. Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребенка, снижает результативность деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет, фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны. Как помогать ребенку в его учебных занятиях? Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!». Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребёнка к чтению, воспитать любовь к книге - также задача семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают ему читать книги, рассуждая при этом так: ребенок должен читать сам. Эта форма справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослыми побуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, проулки и пр. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени. Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание семейного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач и т.д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами, мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка. Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, особенностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти свое место в школьной жизни. Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до конца, самоконтроль. Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения. Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место жадность и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чем состоит мудрость взрослого. Главная помощь семьи в учении ребенка – это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья. Жизнь ребенка и его успехи в школе. Тест (на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет» ) 1.Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей. 2.Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка. 3.Я приучаю ребенка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью) 4.Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.) 5.Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать. 6.Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, экскурсии и т.д. 7.Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями. 8.Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело. 9.Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом) 10.Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок и т.д. Оценка теста: посчитать количество баллов (каждый ответ «да» - 1 балл), разделить полученную сумму на десять, получаем среднее число. __________________________________________________________________________________ Жизнь ребенка и его успехи в школе. Тест (на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет» ) 1.Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей. 2.Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка. 3.Я приучаю ребенка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью) 4.Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.) 5.Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать. 6.Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, экскурсии и т.д. 7.Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями. 8.Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело. 9.Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом) 10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок и т.д. Оценка теста: посчитать количество баллов (каждый ответ «да» - 1 балл), разделить полученную сумму на десять, получаем среднее число
|