Тимофей Лазарев Директор по развитию МИР «ЭкоПро» www.moi-universitet.ru
Должен ли учитель быть еще и эффективным менеджером? Мы задавали этот вопрос в различных школах, учителям, ведущих разные предметы и разные классы. Мы получили ответы и проанализировали их. Результаты представляем вашему вниманию.
Самый частый ответ – какая связь между учителем и менеджером? Вторым идет ответ – да, если он директор или завуч. На третьем месте – да, несомненно, учитель должен быть хорошим менеджером!
А, действительно, какая связь между обучением и управлением? Задача учителя – обучать детей, задача менеджера – управлять подчиненными. И никаких пересечений! Казалось бы, но…
Давайте ответим себе на простой вопрос – управляет ли чем-нибудь учитель, не входящий в администрацию школы? Например, деятельностью ученика Или классом. Или обучением. Или воспитанием.
Можно задать и более привычный вопрос – входит ли в обязанности учителя управление образовательным процессом, учениками вверенного ему класса? Обычный ответ (строгим голосом) на все эти вопросы: в обязанности учителя входит обеспечение порядка на уроке и выполнение школьной программы. Чем это достигается? Все просто: в основе – обязательное среднее, плюс метод кнута и пряника – двойка и пятерка. Хошь ни хошь придешь, получишь и выйдешь. Действительно, особое управление при таком подходе не требуется. Главное – дать на уроке информацию по программе, проверить на контрольной и экзамене степень усвоения материала и – выдать аттестат о среднем образовании. На самом деле элемент управления, а именно, организация, здесь тоже присутствует. Так же как и директивный стиль руководства образовательным процессом. Но, чаще всего, большинством учителей выполнение этих функций как управление не рассматривается.
Почему же мы все-таки получили утвердительные ответы на наш вопрос? Что имели в виду учителя, так уверенно говорившие о необходимости педагога владеть наукой и методами управления? Мы подробно расспросили их об этом и предлагаем вам познакомиться с представленными аргументами.
«Сегодня учитель должен понимать неразрывную связь своего предмета с целями и системой всего школьного образования. Учитель должен четко видеть вклад своей работы по обучению и воспитанию ученика в подготовку его к взрослой жизни».
«Составные части системы школьного образования имеют свои уровни – начальная, основная, средняя школа, подуровни – классы и направления, подподуровни – предметы и внеклассные мероприятия. Программы каждого урока входят в программы предмета, те, в свою очередь, в программы направлений, направления, как системы знаний, составляют общее знание об окружающем мире и формируют личность. С их помощью реализуются учебная и воспитательная составляющие школьного образования».
«Каждый элемент школьной программы вносит свою лепту в формирование знаний, умений, навыков и качеств учащегося. Эти элементы и осуществляемые ими функции должны быть выстроены в адаптируемую к изменяющимся условиям внешней среды систему, находящуюся в гармоничном соответствии с индивидуальными возможностями учащегося. Для управления этой системой учителю необходимо владеть знаниями и умениями менеджера».
Мы полностью согласны с мнениями этих учителей. Современный учитель, осуществляя базовые педагогические функции, для обеспечения их эффективности должен выполнять управленческие функции и использовать для этого соответствующие инструменты управления. Такие инструменты, как стратегический и операционный менеджмент, проектный менеджмент и еще один инструмент – модерацию – как эффективную технологию осуществления обучения и воспитания. Это не означает, что учитель должен превратиться в профессионального менеджера и овладеть в совершенстве всеми технологиями и инструментами перечисленных видов менеджмента. Но овладеть основными управленческими знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности образовательного процесса, несомненно, должен.
Что объединяет все предметы и внеклассную деятельность в школе, обеспечивая их синергетический эффект? На этот вопрос вполне определенно отвечает стратегический менеджмент. В соответствии с принципами стратегического менеджмента, вся деятельность организации, в нашем случае школы, осуществляется в рамках выработанной концепции. Структурой концепции является система целей организации, венчаемая миссией школы. Для осуществления миссии школы формулируются стратегические направления деятельности школы, реализация которых позволяет достичь стратегических целей. Наполнение стратегических направлений производится программами обучения и воспитания, каждая из которых также имеет свою цель. Каждая программа включает в себя подпрограммы (предметы, внеклассная деятельность) со своими целями. Выполнение подпрограмм обеспечивает реализацию больших программ. Осуществление программ приводит к реализации стратегических направлений и достижению стратегических целей. А это, в свою очередь, позволяет школе выполнять свою миссию. Все составляющие концепции увязаны в единую систему и служат миссии школы. Это означает, что все элементы школы, как сложной многоуровневой системы, должны взаимосвязано и содружественно работать в одном направлении, заданном концепцией школы. Поэтому в разработке концепции школы должен принимать участие весь персонал, но само стратегическое управление – это функция топ-менеджмента школы.
Уровень реализации образовательных программ – это уже уровень операционного менеджмента, им занимается педагогический коллектив и каждый учитель в отдельности. Для эффективного управления программами учителю необходимо освоить и грамотно выполнять 4 основных менеджерских функции:
При этом важно понимать, чем управляет менеджер. В управление менеджеру передаются ресурсы – персонал, финансы, материально-техническая база, информация, время. Используя предоставленные ресурсы и делегированные руководством права, менеджер обеспечивает достижение поставленной перед ним цели. Точно так же учитель, выполняя 4 ключевых функции менеджера, управляет имеющимися в его распоряжении ресурсами для эффективной реализации учебной и воспитательной программ и успешного достижения целей этих программ.
Для эффективного планирования учебной и воспитательной деятельности мы рекомендуем использовать технологию проектного менеджмента. Применение проектного планирования для освоения материала урока и, в целом, материала изучаемого предмета, в отличие от формального планирования, обеспечивает четкое формулирование целей обучения и воспитания, а также пошаговую разработку мероприятий для их достижения. Благодаря проектному планированию учитель может гармонично встроить в урок информационные, развивающие и воспитательные мероприятия, определить критерии их успешного осуществления, предусмотреть возможные риски.
Технология модерации поможет учителю эффективно решить задачу выполнения плана путем организации, координации, мотивации, оценки и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий. Технология модерации создает интерактивность обучения и гармонично сочетается с активными методами обучения, такими как ролевые и деловые игры, обучение в сотрудничестве, проектный метод, метод исследований и др. Технология модерация великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку мягких навыков.
Внедрение технологий в процесс школьного образования не исключает и не подменяет личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию ученика. Наоборот, использование проектного планирования и позволяют учесть индивидуальные особенности каждого ребенка еще на этапе планирования занятия, а модерация дает возможность эффективно осуществить личностно-ориентированный подход на практике.
Именно с освоения технологий проектного менеджмента и модерации мы рекомендуем начать освоение инструментария менеджера. Эти две технологии позволят любому учителю грамотно спланировать весь цикл уроков по предмету, спланировать каждый отдельный урок с учетом его обучающей и воспитательной составляющих и затем полноценно осуществить задуманное. Результатом использования этих двух технологий будет эффективный процесс, приносящий удовольствие ученикам и самому учителю, а также результаты этого процесса в виде освоенных учениками знаний, умений, навыков и качеств.
Помимо использования проектного планирования и модерации для учебной и воспитательной работы, учитель может использовать данные технологии для планирования и проведения других школьных мероприятий, например, методических советов, родительских собраний, различных совещаний. Уверены, они станут намного интереснее и насыщеннее, будут занимать меньше времени и приносить более значимые результаты.
Технология – это цепочка целенаправленных операций (действий), осуществляемых технологическими элементами, завершением которой является запланированный результат. Освоение технологии и последующее ее методичное использование будет приносить запланированные ЗУНКи учеников. На уровне уроков это будет выражаться в освоении предмета. На уровне предметов – в освоении направления. Освоение направлений даст совокупность ЗУНКов по всей школьной программе.
Внедрение в деятельность школы технологий управления позволит создать стройную и понятную структуру целей школы и путей их достижения. Эти цели должны соответствовать современным потребностям общества, методы их достижения также должны быть приняты и одобрены обществом. Для мотивированного выполнения программ в их разработке должен принимать участие весь педагогический коллектив школы. Дополнение функционала учителей функцией управления придаст устойчивости процессу реализации программ обучения и воспитания на всех уровнях, стабильному получению запланированных результатов осуществления этих программ.
Таким образом, технологизация планирования и осуществления школьной программы позволит гарантированно обеспечивать формирование зрелой личности выпускника, обладающего совокупностью знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для уверенного выхода во взрослую жизнь.
***
Обучение технологии проектного планирования деятельности в школе проводится на дистанционном курсе «Современное педагогическое проектирование»: http://www.moi-universitet.ru/effective-school1
Обучение технологии модерации и активным методам обучения в школе проводится на дистанционном курсе «Эффективные педагогические технологии»: http://www.moi-universitet.ru/effective-school2
|