Говорят, кризис родился в Америке, а ударил по другой части света.
Вопрос: почему?
Ответ - у нас собственная база для кризиса и пора это признать.
Единая схема получения прибыли в стране, описываемая формулой: купил
за рубль, продал за два, три, десять, сто… оказалась неэффективной.
Как только основной нацтовар перестали покупать за сто, рухнули и
остальные подвязанные последователи этой формулы. Они, правда,
пытаются решить свои проблемы, но, как всегда, за счет клиентов. И
это не вина их, а беда. Просто по-другому они не умеют.
У этой формулы есть еще одно негативное последствие. Она
культивирует примат разрушения. Это формула разрушения. Какова цель
у последователей этой формулы – как можно больше купить за рубль и
побыстрее продать за два, три, десять и т.д. При этом, не вкладывая
ни рубля. Девиз – «После меня хоть потоп». Правда, стали
задумываться о потомках, да только за забором от кризиса не
спрячешься, и потомкам может ничего не остаться.
Двадцать лет назад учительница на уроке химии говорила – «Скоро
нефть перестанут использовать в качестве топлива, это не эффективно.
Всю нефть будут использовать для нефтехимии, перерабатывать в
полезные продукты для различных отраслей народного хозяйства». Но
для вышеназванной формулы этого не требуется. Поэтому недра просто
опустошаются, а земля вокруг них разрушается.
Давно известно, что продавать круглый необработанный лес невыгодно.
Стране невыгодно, а тем, кто использует формулу разрушения выгодно.
Главное, чтобы кругляка было побольше для удвоения, утроения,
капитала. И теперь вместо тайги пустошь, покрытая редким
кустарником. А производством из этого кругляка, созиданием,
занимаются в других странах. Кстати, мы потом у них и покупаем,
например, мебель, но уже не за два и даже не за три, а гораздо
дороже. А свои природные ресурсы развитые страны берегут, бережно
используют, чтобы и последующим поколениям хватило.
Перечень примеров можно продолжить. Но уже ясно – примат разрушения,
как и причины кризиса – в головах.
Задача – заменить разрушение созиданием. И кризис самое подходящее
время, чтобы начать перезагрузку. Поскольку, теперь будет уже
недостаточно старой формулы для появления добавленной стоимости,
необходимо будет подключать мозги и созидание. Созидание,
направленное на обеспечение устойчивого развития как отдельно
взятого человека или организации, так и, в целом, отрасли,
экономики, общества, страны.
В основе созидания – знания, умения, опыт, умноженные на творчество
и ясные цели. Эта новая формула созидания уже не зависит от объемов
сырья. В Японии с природными ресурсами вообще туго, однако, со всем
остальным у них изобилие. Причем, для всего общества, а не только
для прикрепленных к сырью. Просто формула созидания у них давно уже
в качестве базовой. И все делается для того, чтобы формула
действовала безотказно на всех уровнях и во всех областях.
Примеры успешного использования формулы созидания есть, с чего
начать внедрение? Здесь не требуется изобретать велосипед – в тех
странах, где запасы природных ресурсов не столь богаты, общество и
экономика сделали ставку на человеческий капитал – знания, умения,
опыт, творчество. Именно этот капитал обеспечивает выигрыш в любой
ситуации, в том числе, кризисной. И именно этот капитал надо активно
приращивать нашему обществу с тем, чтобы обеспечить реальное и
прочное внедрение формулы созидания.
Приращивать как в школе, так и после выпуска из школы, в том числе,
высшей. Подрастающее поколение должно не только обучаться, но и
воспитываться на формуле созидания, с тем, чтобы созидание стало
принципом и установкой по выходе из школы. Воспитывать
сформировавшуюся личность сложнее, но создать условия для
качественного и эффективного обучения после школы можно и нужно.
Пока образование взрослых в нашей стране продвигается за счет
энтузиастов. В тех странах, где образование взрослых поддерживается
государством, результаты говорят сами за себя, взять, к примеру,
Швецию или Германию. Наше же государство все еще размышляет – стоит
ли вкладываться в обучение тех, кто имеет базовую профессиональную
подготовку. Хотя уже предельно ясно – имеющаяся у большинства наших
сограждан базовая подготовка морально устарела. И не только потому,
что в вузах мы учились по старым программам и таким же старым
учебникам. Потребности в знаниях в информационном обществе меняются
очень быстро. Так, если сумма человеческих знаний в 50-60-е годы
удваивалась каждые десять лет, а в 70-е - каждые пять, то в начале ХХI века удвоение информации происходит каждые два года.
Сегодня,
чтобы обеспечить соответствие наших знаний и умений современным
потребностям необходимо постоянно обучаться.
Именно поэтому принцип непрерывного обучения внедряется во всех
развитых странах, а образование взрослых названо ключом к 21 веку. И
нам необходимо безотлагательно начать заниматься внедрением
непрерывного образования, обучения на протяжении всей жизни, если мы
не хотим все время оставаться недоразвитым сырьевым придатком. Очень
обидно, когда смеются над страной и потешаются над людьми, живущими
в ней. Но в этой ситуации никто, кроме нас не виноват. И только мы
сами сможем эту ситуацию изменить.
С тем, чтобы формула созидания заработала, необходимо вернуть
уважение к образованию. И, в первую очередь, этим надо заниматься
тем, кто в системе образования работает. Просто ждать от
государства, когда оно, наконец, уделит должное внимание сфере,
создающей человеческий каптал, неразумно. Необходимо самим активно
действовать. Объединять усилия, осваивать
современные эффективно
работающие знания и умения, учиться защищать и отстаивать свои
права, продвигать свои идеи в обществе и экономике. Обучающееся
общество и экономика, основанная на знаниях – уже устоявшиеся
термины. Пока не у нас, но ничто не мешает нам продвигать эти
принципы.
Формула созидания должна заработать, в том числе, и в сфере
образования. Сейчас любому здравомыслящему учителю ясно, что старые
формы и методы обучения и воспитания не соответствуют сегодняшним
потребностям. Результаты применения созданной столетия назад
классно-урочной системы не удовлетворяют ни выпускников, ни их
родителей, ни общество в целом. Потребности этих целевых групп,
потребности страны сегодня другие. Уже в школе необходимо
закладывать и развивать знания, умения и качества человека,
способного эффективно жить и созидать в новых условиях. А для этого
необходимо организаторам обучения, методическим центрам, самим
учителям
ставить новые цели,
осваивать новые подходы,
новые принципы
и технологии обучения. Да, эти процессы пошли, но их темпы пока
слишком малы. А потребности в новом образовании уже сформированы и
требуют полноценного удовлетворения.
Ребенок, играя в песочнице, созидает и радуется своим первым, пока
еще игрушечным, пирожкам. Вместе с ним радуются его родители.
Школьник, выполняя свой первый проект, творит и создает новую
реальность. Он это понимает и гордится своими первыми реальными
достижениями. Вместе с ним радуется и гордится его учитель. Это их
совместная заслуга. Это их вклад в реализацию формулы созидания. Это
их вклад в развитие и процветание мира, в котором они живут.
Обучаясь, взрослый совершенствует не только себя. Внедряя в практику
новые знания и умения, он совершенствует свою деятельность,
деятельность всего предприятия, повышает качество и разнообразие
производимых товаров и услуг. В это направление есть смысл
вкладываться.
Всего два процента россиян решили сократить свои расходы на
образование в связи с кризисом. Это означает, что и наше общество
начало доверять образованию, почувствовало его силу, признало его
значение в современном мире. Образованию надо достойно ответить на
это признание. Образование должно работать для созидания, это
главная цель, в этом заинтересованы все здравомыслящие люди. Курс –
на созидание!
Тимофей Лазарев
Директор по развитию МИР «ЭкоПро»
www.moi-universitet.ru
|