Обычное утро в средней школе Tehtaanpuisto в Вуосаари - восточном пригороде Хельсинки. Долговязые ученики, направляющиеся в классы, словно дефиле последних тенденций молодежной моды. Преподаватель иностранного языка Анна Лётьёне (Anna Lotjonen) приглашает своих учеников в класс, где им предстоит написать контрольную работу по французскому. В полнейшей тишине ученики усердно вспоминают, как сказать по-французски «начинать», «проблема», «увидимся завтра», «слышать»... и записывают в тетради «commencer», «un probleme», «a demain», «entendre». Затем они обмениваются друг с другом тетрадями, проверяют и ставят оценки. Зачет! Большинство вспомнили почти вес французские слова.
Средняя школа, в которой учится примерно 380 учеников, расположена в обычном районе, здание школы ничем не примечательно, а ученики выглядят как любые другие подростки в любой другой школе мира.
Несмотря на это, средняя школа Tehtaanpuisto, как и другие финские школы, имеет самые высокие показатели успеваемости в сравнении с учащимися школ в других странах.
Закономерные результаты обучения.
По результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), разработанной ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), пятнадцатилетние финские учащиеся существенно опережали учащихся других стран, показав значительное превосходство в естественных науках. Финские ученики заняли второе место после Южной Кореи в рейтинге грамотности в чтении, и также второе место по математике, отстав от китайских учеников на один пункт Согласно проведенной оценке, финские учащиеся примерно на 50-60 баллов опережают среднюю оценку (около 500 баллов) учащихся других стран-членов ОЭСР. По предыдущим оценкам по программе PISA Финляндия также занимала верхние строчки рейтинга.
Как же это стало возможным? Расходы на образование и количество часов, проведенных в классной комнате, не отличается от средних показателей по Европе, так как же смогла страна добиться таких превосходных результатов по всем пунктам по сравнению с другими европейскими странами, известными своей богатой историей и культурой? Этот феномен уже давно привлекает внимание исследователей всего мира. Тысячи педагоге)!!, экспертов в области образования и журналистов со всего мира съезжаются в финские школы, чтобы найти объяснение. Среди прочих публикаций, в феврале 2008 года в своем еженедельном приложении Wall Street journal поместил репортаж о финских школах.
Одним из решающих факторов является, безусловно, высокий образовательный уровень преподавателей. Университетская степень магистра со специализацией по педагогическим наукам и изучением специальных наук в качестве второй специальности является обязательным требованием к педагогам на всех уровнях образовательной системы. Высокий образовательный уровень подготовки преподавателей позволяет им самостоятельно составлять учебные планы и выбирать методы обучения.
Финская школьная система основывается на культуре доверия, а не принципе контроля, и преподаватели активно разрабатывают свои учебные планы.
«Кроме того, высокообразованные учителя способны также справиться с такой серьезной задачей, как обучение детей с ограниченными возможностями. Это внушает нам уверенность, что никто из учеников не останется без внимания», - объясняет Хейкки Аластало (Heikki Alastalo), директор средней школы Tehtaanpuisto.
Исследования, проводимые в рамках программы PISA, подтверждают этот тезис. Разница в уровне знаний между учащимися меньше, чем во многих других странах; в школах очень мало учеников, чья успеваемость остается на низком уровне. Вместо того, чтобы сравнивать или противопоставлять учеников друг другу, школа поддерживает их. Очень редки случаи, когда ученик остается на второй год. «В финской школе учащимся прививают умение самостоятельно, критически мыслить и самостоятельно решать проблемы. Обучение — jto не заполнение голов потоком информации, а развитие навыков поиска информации, творческого мышления и расширение понятий о мире. Очень важно, что учащиеся учатся оценивать свою собственную работу и свои достижения», - говорит Аластало.
Качественное образование для всех вне зависимости от социального статуса.
В отличие от учеников многих других стран финские дети идут в школу с семи лет. Согласно широко распространенному в сфере образования мнению, раннее детство - эto время игр, форсирование начала обучения в раннем возрасте не спосооствует повышению академической успеваемости. Чувство безопасности и мотивация, которые присущи младшим школьникам, усиливается тем фактом, что на протяжении первых школьных лег с ними занимается один и гот же учитель, а балльная система оценки успеваемости вводится только с пятого класса.
Между учителями и ученикам царят дружеские и теплые отношения; они обращаются друг к другу по именам. Создание приятной и стимулирующей школьной атмосферы не рассматривается в качестве второстепенной задачи. Чтобы сбалансировать цели обучения, в школьное расписание введены предметы, нацеленные на развитие практических и творческих навыков, а разнообразие методов обучения стимулирует тех, кто не считает зубрежку эффективным способом получения новых знаний.
Бесплатное среднее образование рассчитано на девять лет обучения. 1 Ioce-щение школы является обязательным для всех граждан Финляндии до момента, когда им исполнится 1 7 лет, или до окончания средней школы.
Средние общеобразовательные школы находятся в ведении муниципалитетов, причем сеть школ, в особенности младшей ступени, является разветвленной. Среднее образование, как и учебные материалы, для учащихся бесплатны; в число услуг, предоставляемых школой, входит ежедневное горячее питание, школьное медицинское обслуживание, бесплатный транспорт для тех детей, кто живет слишком далеко, или если до школы очень сложно добираться на общественном транспорте. Существуют и частные школы, но обучение в них также бесплатное, и их учебные программы, по большей части, соответствуют государственным.
«Очень важно, что все школьное сообщество - ученики, учителя, родители - имеет общее видение. Всем финнам ясно, что самая большая ценность для страны - это образование. Наше общество пришло к единому мнению: если хочешь достичь успеха в жизни -учись», - замечает Анна Лётьёнен.
Подростковый возраст - это проблемный период, и в школе в такой же степени проявляется все разнообразие социальных явлений. Трудности дома, социальные и прочие проблемы оказывают влияние на образование и воспитание детей и подростков.
«По моему мнению, одна из сильных сторон финской школы - это то, что она совместно с другими социальными службами формирует систему социальной безопасности для помощи учащимся, испытывающим трудности в том или ином плане. Для разнообразных общественных групп, сталкивающихся с проблемами социального характера, именно школа позволяет предупредить социальную изоляцию, поощряет стремление к развитию и открывает возможности социального роста», - подводит итог Хейкки Алас-тало.
Бесплатное обучение на всю жизнь.
Около половины детей каждой возрастной группы продолжает обучение в гимназии. Обучение в городских гимназиях также бесплатное и включает ежедневное бесплатное горячее питание. Обучение основано на системе курсов с разнообразными факультативами, длится в среднем три года и заканчивается государственным экзаменом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение - университет или профессиональное учебное заведение.
В качестве альтернативы гимназии выступают учреждения трехлетнего профессионального образования, в которых помимо основных общих дисциплин учащиеся посещают практические занятия, которые готовят их к будущей профессии. Почти все учащиеся, которые не желают продолжать обучение в гимназии, выбирают вариант профессионального образования. Только 6 процентов учащихся каждой возрастной группы выбывают после обучения в средней школе. Сдавшие экзамен по профессии могут продолжить обучение в политехническом институте или колледже.
Обучение в учреждениях профессионального образования и университетах также бесплатное. Государство предлагает студентам различные денежные пособия на проживание, питание и медицинское обеспечение. Образовательные учреждения большей частью принадлежат муниципалитет}- или государству, прием студентов осуществляется на основе их оценок, вступительных экзаменов или тестов на предрасположенность к тем пли иным профессиям.
В стране хорошо развита сеть библиотек с самым современным уровнем обслуживания, которые поддерживают стремление к образованию. Финны - страстные книголюбы. Для взрослого населения, желающего развивать своп навыки и умения, центры дополнительного образования и открытые университеты предлагают широкий выбор различных курсов.
Все это способствует созданию всесторонних условий для получения академического образования.
Источник: http://Фокус на экономике и технологиях-2009, с.24-27 |