Финская школа дает знания и уверенность в жизни
История успеха финского
образования1
Продолжение
Салла Корпела,
независимый журналист
Прорубить окно в мир
Много внимания в школе уделяют трудовому
воспитанию. Это значит, что ученики с первого класса участвуют в
общих делах школы. Они группами и по очереди ухаживают за комнатными
растениями в библиотеке, собирают макулатуру, ухаживают за двором и
аквариумом, помогают на кухне и в классе Бобров, ухаживают за
черепахой Пертса, живущей в кабинете экологии.
Занимаются трудовым воспитанием не только учителя, но и другие сотрудники
школы: уборщики, кухарки, завхоз, секретарь, помощники
учителей. Ответственность за воспитание лежит в равной степени на
всех, и ненужной иерархии между сотрудниками нет.
Школа не является замкнутым пространством, а очень открыта. Так, родители могут в
любое время приходить на уроки, и их знания, опыт и компетентность
используются как в мастерских и кабинетах, так и на вечерних
занятиях. Дети часто ходят в походы и на экскурсии. Вся школа следит
и поддерживает проект по сотрудничеству c развивающимися странами,
направленный на спасение озера Малави.
Каждый год в школе Стрёмберг посвящен общей для всех теме (вода,
земля, воздух или огонь), имеющей познавательное значение и
и направленной на развитие креативности детей. Знакомство с темой происходит в
сотрyдничестве c ближайшим игровым парком "Стрёмберг" и детским
садом "Местари".
А теперь на обед!
После такой длительной учебы пора
сделать перерыв. Тем более, что мы проголодались! Итак, мы идем в
столовую на обед.
B Стрёмбергской школе, как и во всех финских школах,
обед бесплатный. Сегодня предлагают
фрикaдельки и картофельное пюре – любимое блюдо дeтей всех
поколений, – c салатом, хлебом и молоком. Детям, которые из-за
религиозных убеждений или по состоянию здоровья соблюдают особую
диету, приготовлены отдельные блюда.
Дети обедают за yютными, накрытыми скатертями,
столами, на которых всегда стоят цветы в
вазах.
Денег на строительство и содержание Стрембергской школы
израсходовано не больше, чем в среднем на городские школы. Тем не
менее, посмотреть на школу и перенять ее опыт едут педагоги со всех
концов Финляндии и мира. А для знакомства со зданием школы приезжают
архитектоpы из разных стран. Авторы проекта школьного здания – Кари
Ярвинен и Меpья Ниеминен.
|
Служащий местного водопроводного хозяйства объяснил этим восьмилетним детям, как город получает воду. Теперь они строят свою систему водоснабжения. Фото: Элина Бииса |
В зависимости от дня недели и класса, учебный день заканчивается
между 12 и 14 часами. Как принято в Финляндии, папы и мамы
практически всех учеников работают полный день, и младшим школьникам
было 6ы скучно после школы оставаться дома одним.
Поэтому, недалеко от школы, в конце дороги, где нет
автомобильного движения, город
построил игровой парк "Стрёмберг". Младшие школьники с
удовольствием проводят там время. Парк достаточно большой,
хорошо оборудован для игр. Там также есть два здания, в которых дети
могут выполнять домашние задания или играть. О детях заботятся пять наставников. Во второй половине дня дети могут перекусить. Цена за
полдник по себестоимости. Другой оплаты за времяпрепровождение в
игровом парке не взимают. Здесь тоже чтут педагогику Френе: дети
сами участвуют в создании условий своего времяпровождения и уюта.
После четырех часов в воротах игрового Парка
начинается движение. Возвращающиеся c работы родители забирают своих детей. Колени у
детей в грязи и перчатки мокpые: опять много увидено и сделано,
много игр сыгранно.
Дети надевают ранцы и машут воспитателям: увидимся завтра!
_____________________________________
1. В статью
внесены небольшие редакторские правки.
Статья
любезно предоставлена Министерством иностранных дел Финляндии.
Продолжение следует...
|